- Эту книгу мы задумали давно и работали над ней несколько лет. Фотоальбом посвящен тесной связи Валерия Сергеевича с малой родиной и его личному вкладу в развитие культуры и искусства Алтайского края, - отметил директор ГМИЛИКА Игорь Коротков. - Основу составили фотоматериалы из музейного фонда, дополненные архивными снимками различных министерств и ведомств, а также работами известных в регионе фотографов. Книга вышла в конце прошлого года, но мы решили приурочить ее ко дню памяти Валерия Сергеевича - 30 марта. Помимо Барнаула, презентация через неделю пройдет в его родном Быстром Истоке.
Знаменитый земляк часто приезжал на родину, говорил, что в этой земле и есть корень его жизни, та сила, которая питает и вдохновляет: "Я очень заинтересован в том, чтобы творческая молодежь не уезжала из края. Москва, конечно, полнится провинциальными талантами, но ведь многое и там оставлять нужно. ...Мне очень приятно сегодня осознавать, что тот, кто уехал из Алтайского края, и тот, кто живет там всю жизнь, продолжают идти навстречу друг другу".
С годами потребность отдать свой долг родной земле стала перерастать в конкретные дела и поступки. Золотухин был постоянным участником Шукшинских чтений и поддерживал фестиваль народного творчества "Земляки" памяти Михаила Евдокимова. Он заботился о развитии родного села. С начала 1990-х Валерий Сергеевич собирал средства на строительства в Быстром Истоке храма Покрова Пресвятой Богородицы, освященного в 2003 году.
С 2003 года Валерий Золотухин при всей его огромной занятости в кино и театре согласился стать художественным руководителем Молодежного театра Алтая, успешно осуществив там ряд крупных театральных проектов.
"Театр - это эполеты губернатора. Я думаю, что нынешние власти недооценивают значение театра как явления", - заметил как-то Золотухин. Он был своеобразным "толкачом" в строительстве нового здания театра: "С инвесторами и властями мне говорить сподручнее, проще". Народный артист России сыграл на сцене МТА в спектаклях по произведениям Горького, Гоголя, Шукшина, Володина и активно занимался выращиванием нового поколения местных актеров, с успехом работающих ныне во многих театрах России.
"Я ходил там и внутренне плакал. Плакал, что мне исполняется не пятьдесят или шестьдесят, а семьдесят. Потому что в таком театре играть бы да играть. Теперь нужно готовить репертуар, ведь одно дело построить храм, а другое - создать храм внутри. Надеюсь, наши молодые артисты помогут в этом", - написал мэтр накануне открытия МТА.
Составители альбома сопроводили многие из снимков цитатами из дневников и книг Валерия Сергеевича, интервью разных лет, где он не раз отдавал дань благодарности землякам - в частности, школьному учителю и "поводырю" по жизни Владимиру Степановичу Фомину и многолетнему директору МТА Татьяне Козицыной, вместе с которой Золотухин привел их детище к признанию и уважению в театральной России.
- Работая над альбомом, мы в очередной раз поразились его колоссальной работоспособности: театр, кино, писательская деятельность, активное участие в четырех общественных фондах, - сказала заместитель директора по научной работе Елена Огнева. - Его жизнь проходила в бесконечных поездках и перелетах, но он всегда находил силы и возможности принимать активное участие в жизни родного края.
Отношения Золотухина с родным краем не были безоблачными. Ему далеко не все нравилось в строительстве здания Молодежного театра и оснащении его специальным оборудованием. В отличие от Шукшина, первую книгу Золотухина "На Исток-речушку, к детству моему" издали в 1980 году на Алтае, но, как тактичном подметил Игорь Коротков, "было всякое". Об этом подробно рассказал бывший руководитель Алтайского книжного издательства, член Союза журналистов с 1976 года Юрий Егоров.
- Дело было в перестроченные времена. Валерий Сергеевич дал мне рукопись автобиографических рассказов с общим названием "Клоуны", где он описал закулисные театральные истории. Много там было хулиганистого. Я почитал и пришел в ужас: такое издавать нельзя. Но нужно было как-то аргументировать отказ. Пришлось прибегнуть к практике рецензирования рукописей. Я предложил сделать это Георгию Васильевичу Егорову - моему отцу, писателю, бывшему фронтовому разведчику, умевшему сказать напрямую, что думает - и Ивану Ивановичу Березюку, журналисту и бывшему директору издательства. Обе рецензии оказались положительными, с рекомендацией к печати, но отец при этом жестко раскритиковал чересчур фривольные места в рассказах, предложив переработать их.
Сборник был опубликован в Москве в 1991 году под другим названием. По словам Юрия Георгиевича, Золотухин все-таки учел ряд замечаний, высказанных в рецензии, и обиды на алтайских писателей и книгоиздателей не держал. До конца своих дней наш земляк удивительным образом сочетал в себе юношескую "хулиганистость" и мудрость человека, немало повидавшего на своем веку. Кстати, в МТА своего знаменитого худрука за глаза уважительно звали Дядечкой.
Многие из выступавших на презентации знали Валерия Сергеевича лично и дружно подчеркивали, что Золотухин с детства научился перебарывать обстоятельства, какими мы бы сложными они ни были, и жил с мыслью о том, что его работа должна быть не сиюминутной, а нацеленной на прорыв в будущее. В спектакле "Владимир Высоцкий" Золотухин, читая записку, присланную когда-то Высоцкому одним из зрителей: "Чего бы вы хотели больше всего?" - отвечал на нее, не только от имени поэта, но и от себя: "Чтобы помнили..."
Валерий Золотухин:
- Я почти каждый год езжу на Алтай - принимаю участие в Шукшинских чтениях. Особенно после того, как несколько лет назад ко мне подошла молодая девушка, которая не знала, кто такой Шукшин. Предположила мне: "Это - поэт?" Я ответил: "Ну, в известном смысле вы правы!" Причем девушка была родом из Белокурихи. Продвинутая девица, уже поступила в Томский университет, но так и не читала его книг и не знает фильмов. Я даже покраснел за нее. После чего она вспомнила про "Калину красную". Лучшие рассказы Шукшина, я уверен, - на уровне чеховской прозы. Но то, что люди стали меньше читать, - это наша общая беда, не только алтайская.
Актер Валерий Золотухин