Что такое паломничество? Чем оно отличается от обычного туристического посещения святых мест?
Игумен Серафим: Паломничество - это посещение святых мест с целью поклонения святыням, участие в богослужениях. Религиозный же туризм имеет культурно-познавательный аспект, его цели - знакомство с религиозными традициями и объектами религиозного наследия.
Каково значение посещения святых мест для паломника и обычного туриста?
Игумен Серафим: Для паломника святые места всегда сопряжены с молитвой, поклонением святыне, почитанием Христа Спасителя, Божией Матери, того или иного святого. Паломничество предполагает, если можно так сказать, на физическом уровне прикосновение к святыне: преклонить колени перед чтимой иконой или мощами, испить воды из святого источника, увидеть места и объекты, связанные с жизнью Господа и святых. Для обычного же туриста святые места могут иметь самое разное значение: для одних - это археология и история, для других - "преданья старины глубокой", для третьих - что-то и вовсе ненужное. Но действие промысла Божия порой бывает настолько непредсказуемым, что посещение святых мест может произвести на туриста такое впечатление и воздействие, что происходит переворот в душе: благодать Божия настолько сильно пронизывает человека, что он изменяет и образ своей жизни, и образ своих мыслей. В таких случаях физические законы и логика отступают, человек не может даже сформулировать на словах и оценить это умом, но он чувствует: святое место его "зацепило", что-то перевернулось в его душе. И тогда это событие становится новой и неожиданной точкой отсчета в личной религиозной жизни.
Обычные туристические фирмы сотрудничают с религиозными сообществами, когда организуют экскурсии в святые места?
Игумен Серафим: Такое сотрудничество предусмотрено действующим законодательством. Это касается сопровождения групп подготовленными гидами: информация должна быть правильной, корректной и выверенной; в рассказах гидов не должно быть места слухам, суевериям, приметам и "околоцерковным басням". Храмы и монастыри, замечу, охотнее открывают свои двери, если знают, что в составе группы - паломники, а не любопытные туристы. Кроме того, туристические фирмы должны заблаговременно информировать своих клиентов о правилах поведения при посещении святых мест. Бывают случаи, когда туристическая фирма дает много обещаний, чтобы привлечь к поездке большее количество людей, а при посещении выясняется, что что-то закрыто, что-то на ремонте, что-то открыто только в определенные часы. Надежды и чаяния туриста иногда вступают в противоречие с принятым в храме или в монастыре распорядком, в итоге - разочарование и недовольство. Поэтому сотрудничество в паломнической сфере крайне необходимо.
Кто организует паломнические поездки?
Игумен Серафим: В Русской Православной Церкви имеются паломнические службы: они могут функционировать на уровне прихода, монастыря или епархии. Существует и общецерковный Паломнический центр. Имеет свой Паломнический центр ("Святая Земля") и ИППО - старейшая общественная организация в России, главной задачей которой, начиная с момента образования в 1882 году, была организация паломничества во Святую Землю.
Как вы готовитесь к поездке в святое место?
Игумен Серафим: Сейчас много источников информации - приходские и монастырские сайты, путеводители, энциклопедии и справочники, жития святых: все это позволяет заблаговременно подготовиться к поездке, быть достаточно информированным, заранее узнать о времени совершения особых молебнов перед чтимыми иконами и мощами, о способах проезда до места назначения. Это бывает особенно полезно, когда паломничество совершается самостоятельно. Мне, например, больше по душе отправляться в паломническую поездку в одиночку или в составе небольшой группы: так больше возможностей для спокойной и неспешной молитвы, для того, чтобы побыть наедине с Богом.
Какие святые места на территории нашей страны вы бы посоветовали посетить невоцерковленному человеку в первую очередь?
Игумен Серафим: Для невоцерковленного человека святым местом должен стать ближайший храм: в погоне за святынями, старцами и чудотворными иконами мы часто лишаем себя главного - благочестивой жизни в соответствии с заповедями Божиими и нормами христианской нравственности. Паломничество к святым местам - дело хорошее, но не обязательное; оно не является заповедью и никоим образом не гарантирует нам спасение души. Молитва может возноситься к Богу и в полуразрушенном сельском храме, и в благоукрашенном кафедральном соборе, в намоленной столетиями лавре, и в затерявшемся среди лесов маленьком монастыре. На территории России тысячи храмов и сотни монастырей; сейчас нет регионов в нашей стране, где не было бы церквей. Кому-то ближе сердцу его приходской храм, а кто-то не мыслит себя без Троице-Сергиевой лавры; одних влекут Печоры и Великий Новгород, а другие мечтают посетить Соловки и Валаам. Задонск и Воронеж, Толга и Саров, Оптина и Шамордино, древние храмы и монастыри Крыма, златоглавая Москва, Владимир и Суздаль, Муром и Кострома, Иркутск и Санкт-Петербург - наша земля, слава Богу, богата святыми местами и святынями.
Как извлечь из паломнической поездки максимальную пользу для себя?
Игумен Серафим: Главная польза - это умение и способность открыть свое сердце и свою душу Богу, стать нравственно лучше и чище, наполнить паломническую поездку молитвой, уделить максимум времени общению с Богом. Паломничество - это ведь не зачет, который пойдет в "Зачетную православную книжку", а она, в свою очередь, откроет нам двери в Царство Небесное. Нет, это не накопительная система: чем больше раз съезжу в Иерусалим, Дивеево или на Соловки, тем больше шансов оказаться в раю. Это не так! Но поклонение святыням укрепляет нашу веру, вселяет надежду, помогает воспрянуть духом над обыденным течением жизни.
Игумен Пахомий (Брусков):
"На Руси со времен Крещения паломничество (...) становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.
Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостояния отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющим не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.
Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников".
Цитируется с ресурса pravoslavie.ru/43341.html