О временных трудностях
Не могу делать вид, что после начала специальной военной операции жизнь не изменилась. Способность театра выживать в любых условиях связана с тем, что у нас всегда есть зритель. Пушкин говорил: "Публика образует драматические таланты". Наши зрители не предали нас в пандемию. Играть с 50- или 75-процентной заполняемостью зала - это тоже санкции. Но вместе с нашим зрителем мы разделили все тревоги и боль.
Нет санкций, которые бы помешали появлению новых талантов, пишущих пьесы, ставящих спектакли, играющих на сцене. Санкции, конечно, сыграют свою роль. Но эти трудности временные. По обычным маршрутам возобновление гастролей вряд ли возможно. Пока не знаю, как будет работать Чеховский фестиваль. Но театры есть не только в Европе. Может, в афишах появятся новые театры из дружественных стран. Будут, конечно, сложности с техническим оснащением: например, мы не производим световые фильтры, но, вероятно, они придут к нам другим путем. Кстати, 15-я Международная летняя театральная школа СТД в этом году состоится. Среди участников заявлены Узбекистан, Армения, Италия, Монголия, Финляндия, Ливан. Ждем всех молодых коллег.
Об отношении к России
Западные страны живут под девизом ненависти к России. Срываются контракты, гастроли. Это несправедливо прежде всего по отношению к зрителю. Надеюсь, что здравомыслие восторжествует. Миссия театра - добиваться взаимопонимания между народами.
Об украинских авторах
У нас нет директивы отменять украинских авторов. Мы не убираем с афиш Et Cetera спектакль "Лодочник" по пьесе украинского драматурга Анны Яблонской. Он идет с большим успехом. В афише остался и другой украинский драматург начала XX века Микола Кулиш. В спектакле по его пьесе "Блаженный остров" прекрасно играет Игорь Золотовицкий.
Об объединении театров
Задолго до начала военной операции на Украине мы начали говорить о проблеме объединения театров. Это такое нелогическое, необдуманное решение. Наблюдаем это не только в Москве: объединяются разные по эстетическим программам, идеям театры. Где-то нам удалось вмешаться, а где-то мы узнали об объединении уже после того, как все случилось.
Главное - сохранить репертуарный театр, перед которым преклоняется весь театральный мир. Индивидуальность актера, театра - это важнейшее качество. Индивидуальность - самое главное, что привлекает нас в жизни.
О тех, кто уехал
Разные бывают ситуации. Кто-то сначала, может, не разобрался - вынес громкое решение. Опрометчивое. Но нужно знать всю ситуацию, должно пройти время. И нужно не забывать, что твое решение влияет на поклонников. Актеры, творческие люди эмоциональны. Вообще неприлично покидать страну, когда ей тяжело. Я никого не ругаю, это личное дело. Я говорю о совести, о принципах.
Об актуальности и предназначении
Репертуар надо пополнять новыми талантливыми работами. Зритель чувствует время. Так же и актеры чувствуют это.Каждый театр будет сам решать, что нужно зрителю. Может, нужно, чтобы он отдохнул и улыбался чаще. Или, может, нужна патриотическая ода, поэма. Главное, не оставлять зрителя равнодушным.