Негативным фактором стала пандемия COVID-19, повлиявшая на обеспечение продовольствием целых наций. Государства стали зависеть от импорта зерна, и в случае усугубления ситуации с вирусной инфекцией возможен новый продовольственный кризис.
На мировых рынках сейчас несоответствие спроса и предложения на пшеницу, рис, кукурузу, и ожидается увеличение разрыва. А значит, возможны скачки цен. В таких условиях российскому АПК необходимо обеспечить внутренний спрос на продукцию животноводства и земледелия. При этом из-за санкционного давления ожидаются перебои с импортными поставками.
В качестве экстренной меры, призванной не допустить дефицита продуктов на внутреннем рынке, правительство России установило запрет на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в страны Евразийского экономического союза до 30 июня этого года, а также на вывоз белого сахара и тростникового сахара-сырца за рубеж до 31 августа. Учитывая, что в последние годы Россия занимала солидное место на мировых рынках зерновых с ячменем и пшеницей, став в 2020 абсолютным лидером благодаря рекордному урожаю, прекращение экспорта зерновых рядом экспертов представляется как лишение доходов производителей от продажи зерна с последующим ростом потребительских цен.
Однако паника преждевременна. Основная прибыль от экспорта поступает не производителю, а цепочке посредников, продающих зерно на внешний рынок.
Доходы на экспортном рынке распределяются между производителем, трейдером, импортером, экспортером и государством. При этом большая доля приходится на экспортера, значительный выигрыш имеют трейдер и переработчик. Производитель получает 15 процентов доходов в случае экспорта продукции. Тем не менее проблема остается.
По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, ограниченность рынка сбыта нежелательна во время посевной. Сельхозпроизводители могут сократить расходы на сев, понимая сложности с продажей продукции. Выходом может стать переключение аграриев на выращивание других культур. Однако это может привести к нехватке пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. При этом в наступающем сезоне следует ожидать высокую себестоимость выращивания сельхозкультур.
Чтобы поддержать аграриев, на 2022 год запланированы различные меры господдержки, включающие субсидирование, компенсации, льготное кредитование и отсрочки платежей по инвесткредитам. Новые меры поддержки приняты и в отношении банков, выдающих льготные кредиты. Размер субсидированной ставки по выданным краткосрочным кредитам теперь увеличен с 80 до 100 процентов ключевой ставки ЦБ.
Сейчас вызывает беспокойство зависимость основных направлений АПК от импорта сырья, компонентов, семян и т.д. Например, пока сложно заместить зарубежные поставки семян, суточных цыплят, кормовых добавок, ветпрепаратов и инкубационного яйца, зависимость по которому доходит до 20 процентов.
Запланировано выделение целевых грантов на сельхозтехнику, удобрения, корма, средства защиты, оборудование для биологических и генетических исследований.
Помимо этого, выдвинуты предложения выделить земли в безвозмездную аренду на 25 лет при условии ведения крестьянско-фермерского хозяйства и обеспечения объемов продукции. Также предлагается законодательно обеспечить присутствие продукции от КФХ в местных сетях в пропорции 50/50 с крупными производителями.
Вопросы вызывает ассортимент отдельных видов товаров из-за ухода ряда зарубежных компаний Valio, Nestle, Mars, PepsiCo и других. Однако у России есть опыт импортозамещения с 2014 года, с момента введения первых санкций. С тех пор импорт свинины в Россию уменьшился в 10 раз, яблок и груш - в два раза, овощей - на четверть. Это лишь некоторые итоги программы импортозамещения за 2014-2020 годы.
Для замедления роста цен предложено снизить тарифы системы "Платон" на 90-100 процентов. Есть идея выделить во всех регионах технопарки и экономические зоны для пищевого производства, обеспечив им субсидирование, инфраструктуру, коммуникации и застройку. Эффективным видится отмена НДС для сельхозпроизводителей и пищевого производства.