29.03.2022 20:23
Экономика

Можно ли в России развить собственные сети фастфуда

Можно ли в России развить собственные сети фастфуда и как поддержать отечественные гастрономические бренды
Текст:  Алена Узбекова
Российская газета - Спецвыпуск: АПК №67 (8715)
Санкции - повод вспомнить о российских гастробрендах, поддержать их продвижение. А при желании можно развить и собственные сети фастфуда, полагают эксперты "РГ".
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В начале марта говорили, как и чем можно заменить уходящие из России компании, в том числе сети фастфуда. "Не перестаю удивляться, что мы вспоминаем о своей идентичности только в кризис. Правильнее сейчас говорить не о том, что мы должны сделать вместо кого-то, а как поддержать собственные оригинальные концепции", - рассказала "РГ" руководитель проекта "Гастрономическая карта России" Екатерина Шаповалова.

Московские гранты на развитие отечественного фастфуда пользуются спросом

В начале года эксперт направляла в Ростуризм предложение включить понятие российской региональной кухни в новый федеральный закон о туризме. Наметился спрос на отечественные гастробренды.

- Мы провели 28 фестивалей на фудтраках по всей стране. Идет бойкая торговля удмуртскими перепечами, осетинскими пирогами, коломенскими калачами с начинкой. В Мурманске были винтовые очереди за беляшами с крабом. Ребята после этого готовят открытие точки на фудкорте с этим хитом продаж, - рассказала Екатерина Шаповалова.

Национальные кухни народов нашей страны должны стать неотъемлемой частью турпродукта, а сейчас и зоной внимания властей с точки зрения преимуществ для такого бизнеса. Нужна льготная аренда выгодных торговых мест, доступные кредиты, налоговые послабления, продвижение и другое. В том числе важно принять закон о нестационарной мобильной торговле. Все это внесет свой вклад в оживление экономики в нынешних условиях, говорит Екатерина Шаповалова.

"Раньше у нас были сосисочные, шашлычные, чебуречные, беляшные, пончиковые, пельменные. Это ушло, потому что меняется жизнь, меняется мода на еду. Но при желании можно открыть разные закусочные. Будут ли они популярны, зависит от технологий. Ведь фастфуд - это не про быстрое питание, а именно про быстрое приготовление и обслуживание", - отметил в разговоре с "РГ" президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Эксперт добавил, что создание предприятий российского фастфуда потребует большого объема инвестиций.

Собственное оборудование и сырье для производства "быстрой" еды в России есть. Но не стоит забывать о том, что зарубежные сети - это целая культура, к которой причастны люди с разным доходом и социальным статусом, обратил внимание руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. "Я как-то в Америке видел, как к "Макдоналдсу" подъехали парни на "Феррари" и "Ламборгини". Они могут есть наравне со студентами, так же, как студенты наравне с ними. Это определенный экспириенс. Когда женщина покупает духи "Шанель", она приобщается к Парижу. Заменить этот аромат невозможно. Но можно развивать и популяризировать свое", - обратил внимание эксперт.

Тем временем российские производители еще несколько назад начали делать деликатесы, приближенные к популярным зарубежным, но с учетом наследия и традиций российской школы. "Мы начали выпускать хамон по аутентичной технологии. Сырье поступает с собственных площадок в Пензенской и Липецкой областях. При этом в России, несмотря на популяризацию европейских гастрономических направлений, преобладает традиционная культура потребления. Наиболее популярны колбасы "Докторская", "Молочная", "Брауншвейгская", "Краковская", изготовленные по советским ГОСТам", - рассказал "РГ" директор по исследованиям и развитию группы "Черкизово" Армен Погосян.

Дефицита сырья для производства основных продуктов питания, в том числе мясных, нет. "Есть определенная зависимость российских мясных производителей от зарубежных поставщиков в части вкусо-ароматических добавок, функциональных ингредиентов и упаковки. Но наша отрасль, как и агропромышленный комплекс в целом, - одни из наиболее устойчивых", - заметил эксперт.

Отрасли