29.03.2022 12:10
Воронеж

Регионы ЦФО стали первыми применять цифровые сервисы в сфере закупок

Текст:  Сергей Сердюков (директор по спецпроектам группы электронных площадок OTC.ru)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №66 (8714)
Еще во время пандемии локальные заказчики столкнулись с проблемой дефицита определенных товаров, работ и услуг, а поставщики потеряли часть клиентов из-за закрытых границ. Такая ситуация наблюдается и сейчас - из-за санкций. Но не стоит забывать, что с 2014 года в России ведется политика импортозамещения, нацеленная на то, чтобы каждый регион обеспечивал себя всем необходимым. При этом упрощается процесс закупки у локальных производителей.
Читать на сайте RG.RU

В ряде субъектов РФ уже есть региональные маркетплейсы в сфере закупок - по сути, электронные магазины, где заказчик может выбрать в каталоге товары местного поставщика и заключить с ним контракт без проведения тендера. Это касается не только коммерческих компаний, но и тех, кто работает по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для закупок малого объема они могут не проводить электронные торги, а использовать цифровой сервис. Такие площадки, ориентированные на 44-ФЗ, имеют Волгоградская и Тюменская области, Камчатский край и Ставрополье, Волгоград и Ярославль, Тюмень и Тольятти.

Напомню, что по 44-ФЗ государственный или муниципальный заказчик может заключить прямой договор с поставщиком на сумму до 600 тысяч рублей. Объем договоров в год не должен превышать 10 процентов от общего стоимостного объема для каждого заказчика. По 223-ФЗ максимальная цена закупки у единственного поставщика - 100 тысяч рублей (или 500 тысяч, если выручка организации превышает пять миллиардов в год).

8 марта 2022 года был принят закон N 46-ФЗ, который дает послабления поставщикам и заказчикам по госконтрактам. Например, медорганизации теперь могут закупать у единственного поставщика лекарственные препараты, расходные материалы и медицинские изделия, сделанные единственным производителем на территории РФ или других стран, не вводивших антироссийские санкции. Объем таких закупок увеличится, а предназначенные для них маркетплейсы будут активно развиваться - создавая конкурентную среду и стимулируя поставщиков производить больше качественных товаров в больших объемах. По сути, закупка у единственного поставщика превращается в состязательный процесс, где местные производители соревнуются за контракт, оформляя цифровую витрину и корректируя свои предложения.

Изучив данные по 44-ФЗ и 223-ФЗ, мы подсчитали, что ежегодно на закупки малого объема заказчики тратят примерно 1,5 триллиона рублей. В отдельном регионе цифра может достигать 50-100 миллиардов. Спрос на цифровые услуги в этом сегменте есть не только у органов власти, но и у госкомпаний, а также у коммерческого сектора.

Регионы ЦФО стали первыми применять цифровые сервисы в сфере закупок

Регионы Центрального федерального округа стали первыми применять цифровые сервисы в сфере закупок. Это связано с огромными бюджетами Москвы и Московской области. Чем больше денег выделяется - тем активнее нужно контролировать их расход. Электронные торговые площадки и маркетплейсы - как раз инструмент контроля. Кроме того, в ЦФО зарегистрировано самое большое количество организаций-заказчиков, а стало быть, высока и потребность в поставщиках. Близость к органам государственной власти обязывает демонстрировать высокие показатели эффективности снабжения. Все это создает благоприятную среду для развития цифровых инструментов.

В каких регионах тратят больше всего денег на госзакупки

Например, в Московской области начал работать первый электронный магазин для малых закупок в рамках 94-ФЗ (предшественник 44-ФЗ). Портал поставщиков Москвы, созданный для заказчиков столицы, теперь применяется практически по всей России. Также в Москве и области активно развиваются дополнительные информационные системы для организации единого планирования и цифрового исполнения контрактов и договоров по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Остальные регионы ЦФО пока не могут похвастаться такими же темпами развития цифровых сервисов. Однако они активно их используют, и в ближайшем будущем данный сегмент цифрового рынка выйдет на новый виток развития.

Для создания региональных маркетплейсов требуется поддержка местных властей. Это может быть уполномоченный орган в сфере закупок, бизнес-инкубатор, управление по поддержке предпринимателей. Организация, которая разработает проект сервиса, возьмет на себя и бесплатное обучение поставщиков в регионе азам закупочного процесса и работе с конкретной площадкой.

Для создания региональных маркетплейсов требуется поддержка

Конечно, тут есть и препятствия. В конкурентных закупках, которые проходят на электронных торговых площадках, поставщиками являются крупные организации. Они имеют большой опыт в сфере закупок. В закупках же малого объема поставщики - это небольшие компании, которые производят местные товары и поставляют локальные услуги. В 80 процентах случаев они не участвуют в крупных тендерах и не вовлечены в культуру электронных продаж. Такие производители до выхода на маркетплейсы работали "по знакомству" и боялись самого слова "закупки". Ведь для участия в конкурентных тендерах нужно изучать законодательство и готовиться к торгам.

Если же преодолеть психологический барьер, станет ясно, что закупки малого объема через региональный маркетплейс - процесс хоть и непривычный, но более простой и быстрый. Все, что требуется от поставщика, - это разместить свои товары и откликнуться на нужную закупку. Мы полагаем, что самый перспективный сегмент для развития данного рынка - именно небольшие компании. Поэтому так важно сегодня вовлекать их в культуру закупок, чтобы стимулировать производство местных товаров и избежать дефицита.

Воронеж Центральная Россия