- Производителям хлеба, молока, мяса и круп мы разрешим продавать продукцию со своих прилавков. Это альтернатива торговым сетям и их наценкам. В ближайшие дни проработаем этот вопрос. Так мы повысим доступность местной продукции и создадим дополнительную возможность для сдерживания цен, - заявил глава региона Владимир Владимиров.
Сейчас в муниципалитетах края каждую неделю проводят сельскохозяйственные ярмарки. На одну из них отправился корреспондент "РГ", чтобы выяснить, действительно ли цены здесь ниже, чем в магазинах и на обычных рынках.
- Говорят, у вас сало хорошее, с мясными прожилками, - спрашивает молодой парень, подошедший к лавке с колбасами.
Продавец Сергей еще не успел толком разложить товар, поэтому за салом ему пришлось лезть в машину. Надо торопиться, ведь скоро будет очередь. Сергей работает так уже несколько лет - с того момента, как в крае вернули формат однодневной нестационарной торговли. Ярмарки проводят со вторника по воскресенье.
- На рынках торговать невыгодно: аренда там очень высокая, - сетует Сергей.
Сам он к производителям отношения не имеет - занимается только реализацией. Хотя на ярмарках все же есть и те, кто продает собственноручно выращенную продукцию. По данным комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности Ставропольского края, в этом году в трех тысячах ярмарках приняли участие 1,8 тысячи предпринимателей, которые реализовали свыше 3,2 тысячи тонн продукции. В 2021 году прошло более 14 тысяч ярмарок, на которых продали 17 тысяч тонн овощей, фруктов, бакалеи и молочных товаров.
"Оборот розничной торговли в регионе в 2021-м превысил 580 миллиардов рублей. Доля рынков и ярмарок в нем - около восьми процентов, - сообщили в ведомстве. - Для местных производителей, в том числе владельцев личных подсобных хозяйств, ярмарка - реальная возможность гарантированно сбыть продукцию. Для участия в ней они должны подать заявку в администрацию муниципального образования".
Комитет вместе с администрацией следит, чтобы продавцы соблюдали санитарные нормы и цены на социально значимые продукты ставили доступные. Площадки для торговли обычно выбирают рядом с многоэтажками. Корреспондент "РГ" поинтересовался у клиентов, почему они приходят именно сюда. Ответ один: соотношение цены и качества.
- Ярмарки выходного дня всегда жду с нетерпением. Большой выбор продуктов, особенно молочных. Цены ниже, чем в магазине, а качество намного выше. Вкус фермерской продукции отличается, тот же хлеб душистый и ароматный, - рассказывает жительница Ставрополя Елена.
Мы попытались сравнить цены на ярмарках, обычных рынках и в сетевом супермаркете. Выяснилось, что в нестационарной точке один килограмм картофеля обойдется в 35-40 рублей, на рынке - 50-65, а в магазинах - от 43 до 78. Стоимость огурцов разнится на 30-40 рублей. Но вот сравнивать цены на молочную и мясную продукцию сложнее, ведь творог и сыр с маленькой фермы или грудинка от индивидуального предпринимателя на полки большого магазина попадают крайне редко. Но в целом покупать мясо-молочные товары на ярмарке выгоднее, считает ставропольчанка Дарья Антонова. Но тут же добавляет, что все же привыкла приобретать необходимое в магазине. На рынках же можно встретить в основном представителей старшего поколения.
- На ярмарке не расплатишься картой: нужно или снимать наличку, или переводить деньги по номеру телефона, что неудобно. В магазине нет таких очередей, как на ярмарках у палаток с дешевым товаром, - отмечает Антонова. - Но свои плюсы тоже есть. Например, у производителя можно расспросить о продукции и даже поторговаться.
Сопредседатель ставропольского краевого отделения "Опоры России" Павле Мрвалевич считает, что нестационарная торговля способна стимулировать покупателей приобретать продукцию местных производителей, но панацеей не является. Она лишь отчасти компенсирует потерю фермерских рынков, число которых сократилось, когда ужесточились законодательные требования к ним.
- Для малого бизнеса ярмарки не могут являться постоянным экономическим инструментом, - говорит Мрвалевич. - Предположим, у вас есть колбасный цех, а товаропроводящих каналов - нет. Вы не можете войти в торговые сети из-за малого объема производства, а количество сельскохозяйственных рынков за 10-15 лет сократилось, во всем крае их осталось 10. Производителю рассчитывать только на ярмарки нельзя. У них должен быть стабильный канал сбыта продукции.
По мнению эксперта, подспорьем для местных производителей станет возвращение постоянных фермерских рынков, где можно гарантированно торговать практически ежедневно. Другой вариант - использование возможностей интернета. По его мнению, нужно создать порталы, на которых фермеры смогут дистанционно продавать свою продукцию, а покупателям ее будут доставлять курьеры.