Компании DriveEnergy занимается прокатом и продажей всевозможного электротранспорта, от байков до электромобилей, а также производит и продает зарядные станции для них. В прошлом году эксперты признавали, что слабая сеть зарядных станций, а также связанная с этим бюрократическая процедура оформления земельных участков и технических условий являются главным препятствием для развития электротранспорта в Крыму.
Тем не менее при всех трудностях сеть на полуострове растет, хотя и не такими темпами как хотелось бы.
- Появляются и быстрые, и медленные зарядки в Крыму, - рассказал директор компании DriveEnergy Руслан Девлечаев. - У нас 18 зарядок, но есть и другие собственники. Недавно на АЗС "Атан" в поселке Никита мы открыли первую быструю зарядку в Ялте.
В Крыму сейчас всего около 40 заправок.
- Появляются зарядки на традиционных топливных АЗС, появляются коммерческие, - говорит заместитель генерального директора компании Morelectric Михаил Киселев. - Сейчас на согласовании несколько земельных участков, где будем устанавливать быстрые зарядки в Севастополе.
В прошлом году компания реализовала в Крыму один из проектов и перенесла деловую активность в соседний Краснодарский край. Однако из Крыма прокатчики не ушли и строят планы на будущее.
Дополнительным стимулом расширения сети в Крыму должно стать бюджетное субсидирование отрасли на ближайшие три года. Соответствующее распоряжение в марте подписал глава правительства Михаил Мишустин.
- Проект договора о субсидировании сети зарядных станций проходит общественные слушания, - говорит Руслан Девлечаев. - Если его утвердят в том виде, в котором он сейчас есть, инвестор, покупающий зарядку, сможет рассчитывать на субсидию до 2 миллионов рублей на приобретение оборудования и до 1 миллиона на его техприсоединение.
На юге России приоритетными в плане оснащения будут федеральные трассы М-4 "Дон" и "Таврида". На АЗС крымского автобана еще до нового года появились места, где можно зарядить аккумулятор из розетки. В планах на ближайшее будущее открытие новых 100-120 на дорогах Белогорск - Приморский, Армянск - Симферополь, Симферополь - Саки и Симферополь - Алушта. На этом фоне не так определенно выглядит судьба старейшего электрического транспорта полуострова - троллейбусов.
- В 2020 году была просчитана стоимость реконструкции контактной троллейбусной сети до Ялты, ее оценили примерно в 5 миллиардов рублей, - пояснил заместитель генерального директора ГУП РК "Крымтроллейбус" Вячеслав Мартынов. - Также была идея продлить контактную сеть до нового терминала аэропорта, стоимость этого проекта составила 1 миллиард рублей. Но ни по одному из них так и не приняли окончательное решение.
Основные сомнения относительно капиталовложений в реконструкцию контактной сети как раз связаны со стремительным развитием автономного электротранспорта, но для горных дорог машины большой грузоподъемности и вместимости пока не выпускают. Есть надежда, что при реконструкции трассы Перевальное - Алушта - Ялта контактную сеть все же приведут в порядок и у троллейбусов в Крыму появится будущее.