Екатерина Дмитриевна, как работают компании без интегрированных информационных систем?
Екатерина Трушковская: Они автоматизируют отдельные процессы. В основном те, которые относятся к операционной деятельности - процессы строительства и продажи. А вот вопросы управления и обеспечивающей деятельности часто не поддерживаются никакими программными средствами, мало используются системы поддержки принятия решений. Поэтому возникает большое количество ошибок, которые увеличивают сроки производства работ и тем самым снижают общую эффективность проекта. Такой низкий уровень развития систем управления, выражающийся в документировании только формальных артефактов проекта (согласно требованиям законодательства), и полное отсутствие внутренней управленческой информации приводят к тому, что организации, столкнувшиеся в своей деятельности с необходимостью разрешения конфликтов, порой и в судебном порядке, не имеют достаточно квалифицированной информации о ходе работ по проекту и об ответственных за тот или иной участок работы.
Вместе с тем в строительной отрасли юридические риски самые высокие по сравнению с другими отраслями экономики. В ходе судебной экспертизы эксперты исследуют объект строительства и материалы дела и формируют объективные выводы на основе релевантной информации, однако при ее отсутствии выводы становятся вероятностными или в принципе невозможными. Таким образом, компания, решающая спор в суде и не обладающая достаточными доказательствами своей правоты, может проиграть дело.
Безусловно, главная проблема в том, что на данный момент программное обеспечение для управления проектами в основном импортное, и небольшие компании просто не могут его себе позволить, также профессионалов в данной области не так много. Поэтому очень нужны доступные отечественные аналоги, которые в настоящее время развиваются, но еще не стали популярными.
С этого года компании, которые участвуют в госзаказах, обязаны применять BIM-технологии. Это позволит расширить перечень застройщиков с полноценными информационными моделями?
Екатерина Трушковская: BIM-технологии позволяют, во-первых, учесть все пожелания заказчика, во-вторых, наладить работу проектировщиков между разными разделами проектной документации. Сейчас, например, проектировщики по разделам "Конструктивные решения" и "Архитектурные решения" работают отдельно друг от друга, и только от их дружбы и сплоченности зависит, как они учтут все междисциплинарные аспекты. Это выражается в необходимости вносить изменения в уже сделанную работу, и порой этих изменений много, так как один специалист придумал конструктив фасада здания, а другой позже предложил эффективное решение по вентиляции. И, возможно, методы, которые обеспечат хорошую вентиляцию здания, потребуют тех или иных изменений в конструктиве.
Полагаясь только на техническое задание и технические регламенты, сложно проявить творчество и повышать качество проектирования, для этого нужна творческая работа команды специалистов, готовых к изменениям. Именно такое взаимодействие позволяют обеспечить BIM-модели. Но при внедрении BIM-моделирования организации также сталкиваются с проблемами, и важнейшей из них являются кадры.
Производительность труда в архитектурных мастерских и в организациях другого профиля в период внедрения программного обеспечения снижается на 25-30 процентов. Переходный период занимает полгода-год за счет того, что сотрудники проходят переобучение и, подчас без отрыва от производства, привыкают к новым программам.
Для больших компаний это не так болезненно, а малым и средним организациям необходимо понимать и к этому готовиться, так как снижение производительности труда приводит к снижению объема выполняемых заказов, от которого зависит выживание организации на рынке. При этом все равно будет необходимо находить средства на зарплату, налоги, аренду офиса и многое другое.
А как быть с BIM-моделированием и экспертизой? Ведь люди, которые проводят экспертизу, тоже должны быть знакомы с этими технологиями.
Екатерина Трушковская: Мы работаем над тем, чтобы собрать коллектив, который сможет проводить и экспертизу BIM-моделей. И это действительно непросто. Потому что молодой специалист может очень хорошо пользоваться современным программным обеспечением и разбираться в BIM-моделировании, но еще не иметь практического опыта принятия решений по результатам анализа технических и технологических решений, исследовать проектную документацию, анализировать, формировать реестр допущенных ошибок и впоследствии проверять их исправление. Практический опыт экспертов особенно важен в нашем городе в связи с тем, что у нас осуществляется большой объем работ по капитальному ремонту, реконструкции, разрабатываются сложные проекты усиления конструкций и необходимо обеспечить безопасность этих зданий для людей.
При капремонте часто возникает вопрос необходимости смены балок перекрытий, и мы часто сталкиваемся с тем, что к нам обращаются главные инженеры проектов с вопросами, как выбрать наиболее эффективное техническое решение.
Стоит отметить, что в сфере судебной экспертизы в настоящее время главная проблема это не информационные системы и возможность анализа информационной модели, а юридические вопросы, относящиеся к проведению экспертизы и подготовке экспертных заключений. Ведь чем занимается судебный эксперт? Он готовит заключение, которое должно позволить разобраться в ситуации следователю или судье на основе знаний в узкой области науки и техники, и порой совсем не обладает знаниями в области судебного процесса и требований к подготовке экспертного заключения, что приводит к большой психологической нагрузке экспертов, влияет на качество проводимых исследований. Но при этом сам эксперт также должен понимать, что он конкретно делает, какие последствия имеют его заключения. На декабрь 2022 года в СПбГАСУ запланирована конференция по проблемам подготовки экспертного заключения, на которой мы планируем обсудить все эти вопросы.
Что ждет судебную экспертизу в связи со сложившейся экономической ситуацией?
Екатерина Трушковская: Полагаю, что к судебным экспертам сейчас будут обращаться чаще. Очевидно, что вырастет количество судов, претензий. Заказчики станут принимать меньшее количество дефектов. Строительные компании будут жить в режиме жесткой экономии. Если раньше какие-то недоделки устранялись по первому требованию клиента и сами клиенты давали время на выполнение работ, то сейчас стороны договора будут относиться друг к другу жестче. От экспертов в таких условиях будут требоваться предельная компетентность и объективность.