30.03.2022 11:44
Происшествия

Как не попасться в ловушку телефонных мошенников

Текст:  Юрий Гень (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №68 (8716)
Ущерб на общую сумму 100 миллионов рублей нанесли в 2021 году телефонные мошенники жителям Кубани. За год злоумышленники провели более 20 тысяч комбинаций, чтобы выманить деньги у людей. Такие цифры привели журналистам специалисты по борьбе с IT-преступлениями ГУ МВД России по Краснодарскому краю во время онлайн-конференции.
/ Владимир Аносов/РГ
Читать на сайте RG.RU

По словам экспертов, именно сейчас телефонные мошенничества и различные операции по незаконному обналичиванию средств (в том числе при игре на электронных биржах) приобрели почти промышленный размах. Например, на Кубани полиция недавно задержала мошенников, которые через два так называемых "кол-центра" ежедневно обзванивали жителей разных регионов России и пытались получить доступ к их банковским счетам. И очень часто, увы, успешно.

Мошенники снимали офис в одном из районов Краснодара и каждый день приходили туда, словно на работу. Сидели все вместе - при этом у каждого была своя роль. "Звонари" в преступной группе отвечали за непосредственно дозвон и разговор с "клиентом" - потенциальной жертвой. С помощью разных хитрых психологических манипуляций они должны были заставить человека перевести им деньги на счет или сказать код пластиковой карты. А "дропперы" в группе отвечали за обналичивание средств. Поскольку при таких незаконных манипуляциях велика вероятность, что жертва обмана догадается о том, что ее вводят в заблуждение, и позвонит в службу безопасности банка, потребовав заблокировать свой счет, "дропперы" должны были как можно быстрее добежать до ближайшего банкомата и снять наличные, введя тот код, который сумел выведать коллега, либо перевести средства на другую карточку.

Деньги поступали еще к одному члену группировки, который конвертировал их уже в криптовалюту. По весьма прозаической причине - виртуальные деньги не позволяют отследить их первоначальное происхождение. Это позволяло беспрепятственно пользоваться наличными, полученными преступным путем.

Кстати, на свои рабочие места преступники приходили в солидных костюмах, совсем как офисный планктон. В перерывах пили чай, оживленно болтали. Между прочим, не без умысла: во время звонков будущим жертвам шум офисного помещения создавал иллюзию правдоподобия. В 18.00 мошенники заканчивали свой рабочий день, закрывали офис и расходились по домам. Наутро все повторялось заново. Сотрудники соседних офисов были уверены, что здесь находится "кол-центр" какой-то солидной компании. И действовали такие преступные группы в течение многих месяцев.

Как вести себя с телефонными мошенниками

Как говорят полицейские, существует и гораздо более сложный способ организации мошеннической группы, который сильно затрудняет возможность найти ее участников. В этом случае "звонари", "дропперы" и "хакеры" не сидят вместе, а находятся в разных регионах страны и часто даже не знают друг друга, общаясь только по телефону и прикрываясь вымышленными именами.

- Сейчас используются два самых распространенных способа телефонного мошенничества, - рассказывает начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Александр Бондарев. - Первый сводится к звонку по типу "Мама (папа, друг), я попал в беду, помоги, срочно нужны деньги". Если человек клюет на подобную приманку, то преступники понимают, что это их "клиент" и начинают с ним "работать". Второй способ - "Вам звонят из службы безопасности банка. У вас заблокирован счет (или карта)". Услышав такую фразу, абонент нередко паникует и сразу пытается что-то предпринять, идет на поводу у злоумышленников и делает то, что они ему говорят.

- Можно отметить, что люди, которые промышляют телефонным или интернет-мошенничеством, - довольно умелые манипуляторы, - поясняет эксперт-психолог управления уголовного розыска Анна Бзыкова. - В первую очередь они стремятся напугать человека, чтобы тот действовал под влиянием страха. Из-за экстренной ситуации в организме вырабатывается гормон кортизол. Его еще называют "гормоном страха". Он парализует действия человека, сужает картину мира. Главным противоядием здесь является необходимость остановиться, спокойно подумать: на самом ли деле все так, как представлено собеседником? Именно поэтому при получении какого-то неожиданного, шокирующего сообщения, каким бы ужасным оно ни было, мы советуем людям не слушать его, а просто повесить трубку. Затем можно посоветоваться с ближайшими родственниками. За это время удастся успокоиться. А потом все, что вы услышали от неизвестного, скорее всего, окажется неправдой.

Те, кто промышляют телефонным или интернет-мошенничеством, - довольно умелые манипуляторы

Эксперты-психологи МВД подчеркивают: физиологически человек устроен так, что кора его головного мозга отвечает за действия и логику, а подкорковые структуры - за эмоции. Одновременно и то и другое не работает. Включены либо логика, либо эмоции, чем активно пользуются злоумышленники: под влиянием эмоций человек может непродолжительное время поступать совершенно нерационально.

Сотрудники уголовного розыска регулярно сталкиваются с ситуациями, когда жертвы телефонных мошенников ведут себя так, словно находятся под гипнозом. Они приходят в банк, одновременно разговаривая с каким-то неизвестным человеком по мобильному телефону, снимают деньги со своих счетов или берут потребительские кредиты и делают переводы тем, кого ни разу в жизни даже не видели... А через 10-12 часов, придя в себя и осознав, что произошло, спешат в отделение полиции с заявлением.

Часто пострадавшие рассказывают однотипную историю: в момент звонка им говорят, что ни в коем случае нельзя класть трубку мобильного, а также сообщают, что сотрудники банка - якобы подкупленные мошенники в цепочке преступников, которые собираются незаконно снять деньги со счета. Однако звонящий, представившийся обычно полицейским или сотрудником службы безопасности банка, уверяет: он этого не позволит. Ради сохранения денег надо все средства немедленно перевести в другой банк. Номер счета "доброжелатель" тут же диктует.

Полиция просит граждан не поддаваться на уловки обманщиков

Между прочим, жертвами телефонного мошенничества иногда становятся весьма образованные люди, осведомленные о подобных преступлениях и уверенные: с ними-то такого никогда не случится. Ведь они все знают и будут вести себя правильно. Именно поэтому правоохранители советуют никогда не считать себя умнее мошенников и быть готовым к тому, что попытаться обмануть могут и вас.

Виртуальное зазеркалье

В минувшем году число преступлений, которые были совершены с использованием средств мобильной связи и сети Интернет на Кубани, достигло 14 393. При этом более 3 700 из них - под видом звонка "представителей службы безопасности банка". В 2020 году подобных дел оказалось ровно на тысячу меньше - 13 392. А вот раскрываемость телефонных мошенничеств составляет около 20 процентов. По словам полицейских, это один из тех видов преступлений, когда найти злоумышленников очень непросто.

"Положи трубку!"

Советы специалистов по борьбе с IT-преступлениями ГУ МВД России по Краснодарскому краю:

- Если у вас есть пожилые родственники, рядом с телефоном положите им памятку: "Не разговаривай с незнакомцами! Положи трубку! Позвони сыну (дочке)".

- Чтобы родители не взяли под напором мошенника кредит, в приложении "Сбербанк-онлайн" необходимо поставить дополнительную функцию: без одобрения близкого родственника (пока он не нажмет на кнопку) кредит не будет оформлен.

- Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC) и коды из СМС.

- Если вы все-таки успели что-то сообщить мошенникам, крайне важно сразу позвонить в банк по номеру, указанному на обратной стороне банковской карты, и сообщить о случившемся, а также обратиться в полицию.

- Не доверяйте непроверенным сайтам знакомств, заработка, азартных игр и тотализаторов.

- Проверяйте, есть ли на сайте юридический адрес, контактные телефоны. При их отсутствии предоставление своих персональных данных, а тем более платежных реквизитов, опасно.

- Совершая покупку в интернет-магазине, проверяйте наличие отзывов о нем и заинтересовавшем вас товаре.

- Не доверяйте сайтам, где такая информация отсутствует.

Охрана порядка Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ