Спектакль про крота идет в театре "Кот Вильям" и в 2021 году собрал целую коллекцию профессиональных наград: "Золотую маску" за работу режиссера, "Арлекин" - отдельно композитору Алексею Чуканову и всей команде "За актуальность высказывания и художественную изобретательность", "Золотой софит" - за актерский ансамбль. На "Маршаке" жюри нет, но виртуальный приз зрительских симпатий эта постановка, безусловно, заслужила.
Придумали ее молодые супруги Диана Разживайкина и Алексей Шульгач - в недавнем прошлом актеры театра кукол. Их вдохновила коротенькая сказка Александра Блинова, а точнее - иллюстрации к ней. История о кроте, который не поверил в официальную легенду о смертоносном вреде солнца, превратилась в притчу о конформизме. От выхода к свету героя отговаривают даже те, кто видел "дневной" мир своими глазами и знает ему цену!
Первоначальный вариант спектакля был выдержан в духе замятинского "Мы". Режиссеры вовремя остановились и не стали перегружать зрителя мрачными ассоциациями. Но социальной остроты у "Крота…" не отнять. Чумазые шахтеры под песню "Рой, копай, червей глотай" (этакое "Эй, ухнем!" для подземных бурлаков) нагружают вагонетки от восхода до заката с перерывом на обед. Вечерами смотрят агитационное кино о том, почему ни в коем случае нельзя выходить к солнцу. Со всеми проблемами ходят к знахарке… Для детей это забавно, для взрослых - и уморительно, и грустно.
Визуально неброское представление (какие уж краски под землей да в сумеречной степи) длится 50 минут, но для публики они пролетают как пять. Разнообразные куклы, тени, силуэты, анимация, живой план, быстрая смена мизансцен, песни, смешные скетчи и лирическое молчание - все работает на то, чтобы и малыши, и бабушки-дедушки сидели в темноте с открытым ртом.
"Маленький концерт для фортепиано с медведем" (Большой театр кукол) не так универсален. Здесь сюжет разворачивается нарочито просто и медленно. Во-первых, постановка предназначена для детей от четырех лет, которых важно не напугать резкими звуками или световыми эффектами. Во-вторых - зрителям предстоит слушать классику (пусть и в виде нескольких тактов из Первого концерта Чайковского), а это требует подготовки, концентрации внимания. Малышня реагирует в основном на медведей - состаренные "икеевские" и специально сшитые для постановки звери то появляются на поворотном круге, то исчезают, уступая место живым артистам. В то же время в декорациях есть символы городской культуры, которые наверняка мимоходом отпечатались в памяти юных зрителей. Хрустальная люстра переносит в атмосферу филармонического зала, деревянная рама полуразобранного пианино в слабом свете выглядит как портик театра.
Спектакль вырос из студенческой работы Ксении Павловой, ученицы Руслана Кудашова (главный режиссер БТК). Девушка сочинила короткую сказку о том, как мишка набрел в лесу на пианино, выучился на нем играть и уехал покорять сердца меломанов, но не справился с тоской по родине, где его почти забыли. Он возвращается в лес и встречает одного-единственного медвежонка, который тоже любит хорошую музыку…
- Когда Резо Габриадзе спросили, для кого он ставит спектакли, он ответил: "Для себя и двух своих друзей". Я тоже придерживаюсь этого принципа, не программирую, где зрители должны засмеяться, а где замолчать, - призналась режиссер. - Бывает, зал такой тихий, что думаешь, а есть ли там кто живой. Но аплодисменты показывают, что людям понравилось.
Спектакль "Маленький концерт для фортепиано с медведем"