05.04.2022 12:34
Экономика

Может ли 3D-печать помочь при импортозамещении

Текст:  Алексей Стригин (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №72 (8720)
Одна из компаний Череповца начала производство запасных частей для собственного оборудования на 3D-принтере, заявив, что детали сразу "стали в десять раз дешевле, чем покупка у иностранного поставщика". Насколько такой опыт применим в других сферах, корреспондент "РГ" решил выяснить у экспертов.
/ Олег Смыслов/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Как выяснилось - применим, и более того: пока рынок только раскачивается в сторону широкого применения этой технологии, ее уже усовершенствовали.

- На смену 3D-печати пришла инновационная 5D-печать. С помощью нее можно решaть проблемы дефицита запчастей и расходных материалов, - уточняет Анатолий Тулаев, директор производственного предприятия ООО "ТМПК-Волгоград". Если "тройка" предназначается прежде всего для прототипов, то "пятерка" находит широкое применение в традиционных отраслях.

Такие технологии сейчас как никогда кстати: прежде всего, они дают независимость от поставщиков, затем - сокращают логистические затраты на транспортировку и хранение.

К примеру, эксперты оптимистично смотрят на идею печати автозапчастей. В качестве примера можно привести уплотнительное кольцо на поршень, считает Анастасия Дружинина, маркетолог инвестиционной компании Kama Flow. Оно изготавливается из термополиуретана и должно быть прочным и износостойким. Стоимость закупки такого кольца у поставщика до санкций составляла 1000 рублей, а срок его службы - 12 часов. С помощью технологий пятиосевой печати такое кольцо со сроком службы 48 часов можно изготовить по цене 16 рублей.

На платформе МСП запустили сервис по поиску партнеров и сбыту продукции

Нет проблем и с расходниками. Российские производители материалов для FDM 3D-печати давно выпускают ударопрочные, негорючие, кислотно- и маслостойкие материалы, а также гибкие полиуретановые полимеры, восковые, атмосферостойкие и токопроводящие термопласты, уверяет Александр Михайленко, гендиректор Redfab. Поэтому серии 3D-печатных изделий в 10 000 единиц уже никого не удивляют.

Однако если под рукой нет прочных материалов, а условия эксплуатации позволяют, то при желании можно печатать хоть пластиковыми бутылками, если их переплавить в нить, добавляет Тимофей Геращенко, тренер олимпиадного отделения Школы программистов по робототехнике.

Конечно, есть и проблемы. Отсутствие отечественного софта - один из главных вопросов, который необходимо решить для развития технологии, полагает Денис Хитрых, R&D директор АО "КАДФЕМ Си-Ай-Эс".

- По мере роста популярности аддитивного производства проблемы с надежностью, приводящие к поломке деталей, будут сохраняться. Один сбой во время печати из-за внутренних напряжений или тепловой деформации может стоить компании десятков и сотен тысяч рублей, вкладываемых в разработку изделия, может задержать доставку деталей заказчику и даже разрушить детали дорогостоящего 3D-принтера, - делится эксперт. - Чтобы сократить число сбоев, инженеры используют специальное импортное программное обеспечение. И именно его отечественные аналоги в настоящий момент отсутствуют.

Такие технологии сейчас как никогда кстати: они дают независимость от поставщиков

Другой вопрос - традиционно кадровый, утверждает Константин Шафранский, заместитель декана факультета робототехники университета "Синергия". В стране нет отечественного аналога обучения инженеров-технологов по международной программе Additive Minds ("Аддитивное мышление").

Тем временем технология делает первые робкие шаги. В нашей стране ее уже используют для строительства зданий (жилых и коммерческих), напоминает Екатерина Косарева, управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult. По своим теплоизоляционным и эксплуатационным характеристикам эти дома ничем не уступают тем, что построены традиционным способом. Здания проходят экспертизу, и их вводят в эксплуатацию, как любые другие.

А в октябре прошлого года Центр аддитивных технологий (ЦАТ) госкорпорации "Ростех" получил от Минпромторга России лицензию на серийное производство изделий для гражданских авиалайнеров, вертолетов и двигателей. К настоящему моменту ЦАТ освоил производство более 400 видов различных деталей.

Инновации Архангельская область Вологодская область Калининградская область Карелия Ленинградская область Мурманская область Ненецкий АО Новгородская область Псковская область Республика Коми Санкт-Петербург Северо-Запад