05.04.2022 19:26
Культура

Швыдкой: К деятелям культуры пришло понимание того, что теперь они творят в новой реальности

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №73 (8721)
В субботу Большой театр дал благотворительный спектакль, вырученные средства от которого направлены на поддержку семей российских военнослужащих, погибших во время специальной операции по защите жителей Донбасса и Луганска. То, что для этой акции был выбран легендарный балет Юрия Григоровича "Спартак", символично. Борьба за право самостоятельно определять свою судьбу - острейший вызов времени. В апреле Большой театр устроит еще одну благотворительную акцию по поддержке людей, эвакуированных из ДНР, ЛНР, ряда украинских регионов. Многие театры России объявили о благотворительных программах, - желание помочь беженцам, вынужденным искать защиты на территории России, естественная потребность деятелей культуры. Даже наш негосударственный Московский театр мюзикла, которым руковожу с момента его основания, принял решение перевести средства, заработанные от продажи билетов на премьеру спектакля "Мамонтенок", адресованного дошкольникам, детям эвакуированных, которых приняла Ростовская область. А во время летних гастролей в Ростове-на-Дону мы устроим для них же благотворительное представление.
Читать на сайте RG.RU
Благотворительный показ балета "Спартак" в Большом театре

Владимир Винокур, Владимир Стеклов и их коллеги-актеры выступили перед солдатами и офицерами, которые находятся на излечении в военных госпиталях. Понятно, что это первое выступление, к сожалению, не станет последним, - раненые будут нуждаться в моральной поддержке не меньше, чем в успешной медицинской помощи. Об этом уже писала "РГ", но еще одно упоминание минувших событий будет нелишним.

Какие театры присоединились к благотворительной акции "Открытый занавес"

И вовсе не для того, чтобы сделать еще более публичными благие дела моих товарищей по театральному цеху, - благотворительность не предполагает ни рекламы, ни тем более саморекламы. Для меня важнее другое, - в нашем обществе все более глубоко укореняется мысль о том, что современная российская жизнь накрепко спаялась со специальной военной операцией на Украине. Что московская или петербургская реальность, как и жизнь в других городах и селениях России, внешне похожая на ту, что была до февраля 2022 года, разворачивается в ином пространстве, рождает неведомую прежде плотность, выдвигает на передний план повседневности забытые, казалось, проблемы. И, разумеется, новые, с которыми мы не сталкивались. В нашем привычном житье-бытье, где по прежнему существуют обычные заботы и радости, свойственные любой мирной действительности, новый исторический разлом отзывается далеко не только взвинченными эмоциями по поводу исчезнувших, а затем вернувшихся сахара или гречки. Приходит понимание того, что события минувших недель - это не случайный исторический зигзаг, но вступление в новый мир, где Россия выбрала свой собственный путь.

К деятелям культуры пришло понимание того, что теперь они живут и творят в новой реальности

Цена такого выбора всегда высока, но история движется своими путями, которые, как правило, трудно постижимы обыденным сознанием. И не надо вспоминать китайскую мудрость о том, что лишь врагам можно пожелать жить в интересное историческое время. Историческое время - вызов для художников. Трагический и оптимистичный одновременно, ибо трагедия - самый оптимистический жанр, она открывает звездное небо, равно как и пробуждает нравственный закон внутри нас, - без Канта тут не обойтись.

Сталкиваясь с новыми поворотами современности, мы всегда стараемся найти некую историческую рифму, с помощью прошлого осмыслить настоящее. Так было во времена Французской революции и наполеоновских войн, так было в пору революций 1917 года и Гражданской войны в России. Так случится и в нынешнее время. Как известно, в прошлом довольно сложно открыть будущее. Но оно дает некие подсказки, которыми стоит воспользоваться.

Это не случайный исторический зигзаг, но вступление в новый мир, где Россия выбрала свой путь

От художественной культуры больших форм - будь то театр, кинематограф, литература, музыка, - не надо требовать немедленной реакции на происходящие события. То, что возможно в лирической поэзии или популярной песне, невозможно в романе или симфонических произведениях. Творческие рефлексии всегда загадочны и непредсказуемы. Наиболее значительные произведения, отражающие кульминацию той или иной эпохи, от реальных событий отделяет немалое время. Иногда десять-пятнадцать лет, как в случае с "Красным и черным" Стендаля, но нередко и более полувека, - как известно, начав писать "Войну и мир" в 1863 году Л.Н. Толстой завершил роман в 1869-м.

Напоминаю об этом для того, чтобы понятное желание немедленных художественных откликов на нынешние события не было оскорблено ремесленной поспешностью. Как известно, "служенье муз не терпит суеты..." Очевидно, что художественная жизнь уже не будет прежней. И как бы мы ни любили повторять: "Никогда не говори никогда", - сегодня не стоит бояться этого слова. К деятелям культуры пришло понимание того, что они живут и творят в новой реальности. При этом важно помнить, что скверное искусство не воспитывает патриотов.

Нет ничего удивительного в том, что в марте - после примерно десятидневной паузы - публика вернулась в театры и концертные залы. Она приходила в поисках душевной поддержки, которая всегда необходима людям. Не скрою, как и многих коллег, меня беспокоило, насколько мы со своими спектаклями, созданными в другое историческое время, окажемся нужными людям, погруженным в новые заботы и проблемы. Но, к счастью, у человеческой жизни множество измерений. И не случайно во время Великой Отечественной войны, выступая на разных фронтах, Клавдия Ивановна Шульженко пела не только "Синий платочек", но и романсы, которые дарили воспоминания и надежду.

Впрочем, современное искусство зависит не столько от теней прошлого, сколько от образов будущего, которые художник творит вместе историей.

Культурный обмен