Корреспондент "РГ" изучил коллекцию и выяснил, где находилось Лукоморье, почему Волга раньше впадала в Азовское море и как менялось представление о России у картографов на протяжении четырех столетий.
Играли в "Остров сокровищ"
Географические карты в эпоху интернета и спутниковых навигаторов воспринимаются почти как анахронизм. Разве что в школе еще нужны, в качестве наглядного учебного пособия, и дома в детской на стене в качестве декора.
Директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин с этим не согласен. Для него карты - это неиссякаемый источник информации и произведение искусства одновременно. И в этом убеждаешься, глядя на экспонаты выставки: огромные, роскошно иллюстрированные, испещренные загадочными названиями на латыни. Кажется, что на них изображены не знакомые тебе со школьной скамьи страны и континенты, а какие-то сказочные земли вроде Средиземья из романа "Властелин колец" Толкина.
- У меня, как и у многих детей, была любовь к картам. "Остров сокровищ" и вся эта история, - начинает издалека экскурсию Силкин. - Помню, мы с двоюродным братом зарыли в лесу сундук с какими-то дореволюционными, но не особо ценными монетами и нарисовали карту с его местонахождением. Хотели ее кому-нибудь подбросить, чтобы наш клад искали. В общем, эта тема будоражила мое детское воображение.
Не прошло увлечение и с годами. Когда Свияжский музей-заповедник комплектовал фонды, его директор решил, что одно из направлений будет посвящено географическим картам. Всего их в собрании около трехсот. В основном на них изображена территория России в разные эпохи, есть подробные карты Поволжья и Казанского царства. На выставке представлена лишь малая часть коллекции, но и этого достаточно, чтобы проследить эволюцию картографии.
От Скифии до Московии
Мы в первом разделе экспозиции, где находятся раритеты XVI века. Это небольшие черно-белые карты. По словам директора музея, цветную печать тогда было сложно сделать, отдельные экземпляры раскрашивали вручную. Выходили они небольшим тиражом.
- В то время познания о географии сильно отличались от современных. И об адекватном изображении территорий говорить можно с натяжкой, - поясняет Артем Силкин. - Вот мы перед картой из издания "Космография". По сути, это была энциклопедия с описанием разных земель и народов. Ее автор, Себастьян Мюнстер, классический ученый эпохи Возрождения. Он был и математиком, и географом, изучал еврейский язык и перевел Библию на немецкий. И он поместил в атлас карту с изображением Скифии. Так в римской традиции назывались земли, где сейчас находится Россия.
Эту же территорию именовали Тартарией, такое название связано с империй Чингисхана. А вообще в сознании европейцев этот термин ассоциировался с Тартаром, означавшим как глубины ада, так и очень далекие малоизвестные страны. В некоторых изданиях атласа Мюнстера встречалась и уже понятная нам Московия.
- Посмотрите, на карте Волга изображена ниспадающей с гор. Это связано еще с античными мифологическими представлениями о том, что истоки рек обязательно должны быть в горах, - продолжает рассказ Артем Николаевич. - Но здесь Волга хотя бы впадает в Каспийское море, а иногда встречаются карты, где она каким-то образом впадает в Азовское море через Черное. Тогда картографы на это внимания особо не обращали. И это удивительно, ведь в XVI веке связи у Европы с Московским княжеством были хорошо развиты. Целые купеческие и ремесленные городки иностранцев располагались у нас. А московские послы находились в Италии и Англии. Считается, что непосредственным автором карты был польский ученый Матвей Меховский. Он ее набросал и ничтоже сумняшеся написал, что открыл для просвещенной Европы эти дикие земли.
Отражены в картах не только античные мифологические представления. Встречаются здесь и отголоски русских сказок. Так, на одном из экспонатов XVII века среди названий реальных городов встречается Лукоморье.
- Может быть, Александр Сергеевич Пушкин эту карту увидел и вдохновился, - смеется Артем Силкин.
Волга глазами иностранца
Переходим к следующей карте, составленной знаменитым картографом XVI века Герардом Меркатором. Она интересна тем, что здесь автор применил проекцию, позволившую на плоском листе изображать сферическую поверхность Земли. Собственно, эта математическая модель часто используется и в наше время.
- А это карта Гесселя Герритса, рядом видим еще и фамилию Годунов. Есть мнение, что голландец срисовал ее с карты сына Бориса Годунова Федора. Известно, что тот действительно занимался картографией, но его работа не сохранилась. И вот, возможно, в виде европейской гравюры она перед нами. Можно с лупой изучать ее и находить знакомые названия: нагорные черемисы и луговые черемисы (марийцы), Вятка, Пермь, Казанское царство, город Булгар.
Еще один значимый экспонат из атласа Российской академии наук. Карта была издана как на латинском, так и на русском языках. На выставке представлена латинская версия. Здесь есть Казанское царство, Уфимская провинция.
- Карты позволяют прослеживать, как менялось территориально-административное деление страны, - поясняет Артем Силкин. - В XVI веке была воеводская система, а в XVII появляются провинции. К слову, Казанская провинция была гигантской, и простиралась она вплоть до Астрахани. Потом возникли губернии и уезды.
Большой раздел на выставке посвящен трудам немецкого путешественника и ученого Адама Олеария. С 1636 по 1639 год он странствовал по Русскому царству, прошелся вниз по Волге до Каспийского моря. Ему принадлежит первое в истории изображение Казани. Гравюра вошла в экспозицию. На ней можно разглядеть Казанский Кремль, Благовещенский собор, башню Сююмбике и другие достопримечательности.
Адам Олеарий составил подробную карту Волги, снабженную красочными иллюстрациями. Здесь показаны народы, населявшие Поволжье, отражен их быт.
- Это одна из моих любимых карт, - говорит директор Свияжского музея-заповедника. - Течение Волги изображено реально, потому что Олеарий, как говорится, своими ногами прошел этот путь.
Держали в секрете
Не может не броситься в глаза то, что большая часть экспонатов - это карты, составленные голландцами, немцами, англичанами. То есть Россия предстает перед нами глазами иностранцев.
- Действительно, первая карта на русском языке была издана в России только в XIX веке, - говорит Артем Николаевич. - Почему не было раньше массовых? Это связано с соображениями безопасности. Считалось, что слишком подробные карты не стоит иметь в широком доступе, вдруг врагу в руки попадут. Разумеется, у начальства рукописные карты имелись. Но с развитием науки, экономических отношений и издательского дела стало очевидно, что карты засекречивать бессмысленно.
В заключительном разделе выставки можно увидеть любопытную подборку военно-исторических карт, посвященных Крымской войне 1853-1856 годов. На них изображены схемы крымских крепостей и планы сражений.
- Вообще в XIX веке в России появился особый жанр карт, издававшихся по случаю военных действий, - рассказывает Силкин. - Поскольку СМИ в современном понимании не существовало, актуальность информации была долгосрочной. Эти карты помогали достаточно оперативно передавать сведения населению.
Он уверен, что и в наше время бумажные карты не превратились в артефакт и по-прежнему актуальны.
- Печатные атласы активно используют на морских судах, несмотря на многочисленные приборы. Это дублирующая система безопасности. Да и пилоты используют летные карты, потому что техника может отказать, а бумага есть бумага. Ну и опять же карты - это наглядный способ изображения каких-то политических процессов. Они привычны человеческому глазу, это часть нашей культуры. Так что, я думаю, карты не умрут и еще долго будут с нами.