07.04.2022 05:53
Владивосток

Эксперты: Главной проблемой стройкомплекса является ценообразование в отрасли

Текст:  Ольга Журман (ДФО)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №75 (8723)
Участники прошедшего во Владивостоке регионального строительного форума не констатировали алармистских трендов в отрасли. Но детально обсудили сегодняшние проблемы индустрии и пути выхода из них. Своими взглядами бизнесмены поделились с "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Александр Пискуненко, агентство недвижимости "Этажи", Владивосток:

- История кризисов 2008 и 2014 годов, когда и банковские ставки росли, и люди были растеряны, показывает, что недвижимость - наиболее стабильная форма сохранения капиталов для населения. Например, сейчас мы за месяц выполнили норму продаж за квартал. Скажу так: март прошлого года у нас был менее успешным.

Есть у покупателей некоторое смещение интереса в сторону первичной недвижимости, поскольку она дешевле, но и на вторичном рынке мы не наблюдаем сильного спада, люди продолжают продавать и покупать жилье. Некоторые застройщики, правда, приостановили продажу и бронирование новых квартир до их переоценки...

Сергей Крыгин, ООО "Сервис ДВ", Хабаровск:

- Мы работаем в сфере дорожного и промышленного строительства. За последние пару месяцев наблюдаю тенденцию: примерно 50-60 процентов новых проектов или встали на паузу, если успели запуститься, или просто сошли на нет в связи с непониманием перспектив финансовой ситуации в отрасли. Тратить деньги боятся все.

Вот и перспективы строительства газового терминала в Де-Кастри, на который мы очень рассчитывали, сегодня весьма призрачны. Приостановлено до новых вводных заключение контрактов по проекту СИБУРа в Приамурье. Но, к счастью, Роснефть и ННК продолжают свои инвестиционные программы, это позволяет нам работать дальше. Вообще, у меня нет пессимистичного настроения, выход всегда находится, надо просто искать его, а не сидеть сложа руки.

Григорий Немировский, компания "ТСП", Комсомольск-на-Амуре:

- Мы занимаемся снабжением, питанием, организацией проживания сотрудников компаний, и в реестре наших партнеров, которых, как мы говорим, "кормим", - строители трассы "Таврида", Крымского моста, "Южного потока"... На Дальнем Востоке наш крупный партнер - Амурский судостроительный завод, шесть тысяч человек.

Как отразится рост стоимости стройматериалов на реализации нацпроектов

А сейчас, честно скажу, нашу компанию трясет. Кормить-то есть кого, но проблема в том, что контракты, заключенные по старым ценам, исполнить уже невозможно. Придется пересматривать все договоры. С другой стороны, это нормальное явление, такое бывает на рынке, катастрофы никакой не вижу.

Есть такая шутка, что на строителях зарабатывают все. Во времена той же золотой лихорадки никто не заработал, кроме тех, кто продавал джентльменам удачи кирки и лопаты. Но это шутка...

Александр Авраменко, СК "Капитель", Хабаровск:

- Главной проблемой строительной отрасли сейчас является ценообразование. У нас от момента проектирования объекта до его реализации проходит год-два. За это время цены меняются примерно на 40 процентов. И к моменту аукциона уже даже невыгодно бороться за заказ.

Считаю, надо применять индексацию в зависимости от размера инфляции и делать это каждый квартал.

От момента проектирования объекта до его реализации проходит год-два. За это время цены меняются примерно на 40 процентов

Алексей Дормидонтов, компания "Моя земля", Артем:

- Проблемы в строительной отрасли есть всегда, они касаются поставок материалов, их стоимости, дефицита квалифицированных рабочих: россиян на стройках ДФО почти нет, приехавшие из СНГ сейчас уезжают. Есть бюрократические проблемы с выделением земли, есть необходимость договориться с населением, которое всегда против точечной застройки. Но это такой воз, без которого не может быть работы.

Трутнев рассказал о механизмах снижения цен на жилье

С другой стороны, возможностей становится больше, чем проблем. Отрасль развивается неплохо благодаря поддержке федеральных и местных властей. Вот мы занимаемся загородной недвижимостью. Поддержку чувствуем и при предоставлении земель, и при подключении к коммуникациям. Открылась возможность проектного финансирования в банках малоэтажного строительства, есть субсидирование ипотеки для конечного покупателя. Если и дальше так будет, все нормализуется. Просто строительство - это такая отрасль, которая будет всегда, которая граничит со многими секторами экономики, без нее невозможно существование людей. Я не назову вам фирм в моем окружении, которые весной 2022 года прекратили бы работу. Может быть, есть сложности с запуском новых проектов, может быть... Но и тут, я думаю, власти найдут решение для дальнейшего развития.

Ольга Сун-жаю, АО "Корпорация развития Приморского края":

- В эти дни мы выполняем данное еще на ВЭФ-2019 поручение президента страны о создании в крае промышленного парка. На территории 172 гектара возле Большого Камня нужно локализовать местные производства, в том числе строительных материалов. Там уже стоят два промышленно-складских помещения и два административно-бытовых, есть дороги и связь, проведено электроснабжение.

В Приморье будет востребован выпуск гидроизоляционных, теплозвукоизоляционных и кровельных материалов, фасадных систем, кирпича, стекла и металлоконструкций. В парке действуют налоговые льготы в рамках режимов свободного порта Владивосток и ТОР "Большой Камень". Тем, кто готов создать или перенести в технопарк свои производства, - добро пожаловать.

Владивосток Хабаровск Дальний Восток