Что за документ? Это новая версия профстандарта, который был утвержден еще в 2013 году. Тогда в понятие специальности "Педагог" были включены и учителя школы, и воспитатели детского сада. А это все же разные профессии.
Документ еще обсуждается, в том числе и в экспертном сообществе, один из этапов прошел в Российской академии образования.
- Профессиональный стандарт - базовый документ для каждой профессии. В нем прописано, что и как должен делать специалист на работе каждый день, - говорит председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, доктор педагогических наук Любовь Духанина. - В последнее время к учителям появились новые требования, например, умение работать с цифровыми технологиями. Есть изменения и в образовательном законодательстве: работать в школе на должности педагога теперь могут студенты, закончившие третий курс.
Кроме того, впервые в профстандарте учителей закреплены требования для разных подуровней квалификации педагогов.
- Мы говорим о трех подуровнях квалификации "учитель". Уже на первом учитель с высшим образованием должен уметь адресно работать с одаренными детьми, с теми, кто попал в трудную ситуацию, быть в состоянии помочь семье в воспитании ребенка, - поясняет Духанина. - А учитель с самой высокой квалификацией уже должен создавать собственные образовательные ресурсы и многое другое.
По словам заслуженного учителя России, директора Центра образования N 109 и академика РАО Евгения Ямбурга, сегодня учитель должен уметь работать с разными детьми. Даже одаренным ребятам, как правило, нужна очень серьезная поддержка.
- У нас реально здоровых детей только 12,5 процентов. Это не значит, что все остальные клинически больны, но они - между нормой и патологией, так сказать, с особенностями развития, - говорит Ямбург. - Пока только в двух вузах - Московском педагогическом госуниверситете и Московком городском педагогическом университете - на каждом факультете ввели основы дефектологии. Но это необходимо в каждом университете и колледже, где учат на педагогов!
Сегодня появляются дети, которые не вписываются в учебный процесс, отмечает эксперт. Но педагог должен уметь справляться и с этим.
Евгений Ямбург уверен: сегодня учитель, кем бы он ни был, должен знать основы дефектологии и психологии, но не для диагностики, а для работы в зоне ближайшего развития детей, в противном случае - крах.
- Мне пришлось недавно защищать одну учительницу, - рассказал Евгений Александрович. - У нее в первом классе ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Бегает, кричит, никого не слушает. Учительница в отчаянии ставит его в угол и заклеивает рот скотчем. Это, конечно, недопустимое насилие. Но она не может выгнать его из класса: если он в коридоре, условно, сломает ногу, ответственность будет на ней. Учительница идет под суд и теряет профессию. Но кто ее учил работать с детьми с СДВГ? Нельзя требовать от учителя того, чему его не учили.
По мнению и.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования академии Михаила Стриханова, стандарт педагога должен установить четкую и понятную структуру требований к квалификации и опыту учителя.
С ним согласен коллега Михаил Левицкий, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.
- Нам жизненно необходим новый, современный профстандарт, причем созвучный университетским образовательным стандартам, - говорит Михаил Львович. - Эти два документа должны быть согласованы: студентов надо готовить именно к тому, чего от них потребует работодатель, то есть школа.
Еще очень важно, как новый стандарт будет использоваться. Пока в системе образования при приеме на работу и расчете зарплат и надбавок продолжают применять устаревшие форматы, новый профессиональный стандарт не станет основным документом для определения уровня квалификации педагогов.
По словам Михаила Левицкого, чтобы изменить ситуацию, необходима системная и совместная работа профильных федеральных органов власти, законодателей, профессионального сообщества.
До начала основной волны ЕГЭ остается чуть больше месяца. Горячая пора, многие школьники сегодня после уроков бегут на дополнительные занятия к репетиторам - готовятся к экзаменам. А репетиторы тем временем собираются повышать цены.
Так, более половины (58 процентов) школьных репетиторов планируют в ближайшее время повысить цены за урок примерно на 10-20 процентов. На треть собирается поднять цены десятая часть учителей, а 3 процента репетиторов хотят поднять планку аж на 50 процентов и более. Таковы данные опроса образовательной компании MAXIMUM Education.
Какие в принципе сегодня цены на дополнительные занятия? У большинства опрошенных учителей (47 процентов) один урок стоит в пределах 500-1000 рублей. Четверть берет от 1000 до 2000 рублей. Примерно столько же готовы на 500 и меньше рублей в час.
Лишь небольшая часть учителей, всего 5 процентов, оценивают свои занятия в 2000 рублей и более.
При этом каждый четвертый отмечает: репетиторство приносит более половины от суммы дохода в целом. Большинство опрошенных педагогов уверены: индивидуальные занятия с репетитором - самый эффективный способ подготовки для школьников. Пользу дополнительных занятий в школе видит каждый третий учитель. 15 процентов отмечают, что наиболее полезны для учеников образовательные курсы.
Показательно, что абсолютное большинство учителей - 82 процента - считают, что их ученикам дополнительная помощь в подготовке просто необходима.
- Эта колоссальная цифра говорит не только о том, что школьникам необходима помощь со стороны, но и о более глубоких проблемах, - отмечает генеральный директор MAXIMUM Education Михаил Мягков. - По идее сейчас, к концу учебного года, дети, наоборот, должны быть в "пиковой" стадии подготовки, но цифры говорят об обратном. Так, каждый третий ученик, по мнению педагогов, не успевает в полной мере по школьной программе. Конечно, тут "слышится" постковидное эхо: пандемия и дистант все же сказались на успеваемости детей. Но также среди причин - общая загруженность учителей, недостаток технологий для обучения, которые могли бы разгрузить педагогов и улучшить результат подготовки.
Почему учителя начинают заниматься репетиторством? Для большинства ответ очевиден: чтобы увеличить доход. Так ответили 42 процента педагогов. Треть отметили, что так оттачивают свои педагогические навыки. А вот пятая часть учителей берет учеников "для души", просто потому, что им нравится преподавать.
Тем не менее 60 процентов репетиторов занимаются этим не время от времени, а на постоянной основе.
Вологодская область стала пилотным регионом по внедрению инновационной модели подготовки педагогических кадров "Учитель школы будущего". Это трехступенчатый проект, который затрагивает школу, колледж и высшее учебное заведение. Проект рассчитан до 2026 года.
Как пояснили в региональном правительстве, на Вологодчине будет выстроена система непрерывного педагогического образования, начиная со школьной скамьи. Станет больше психолого-педагогических классов, создадут социально-гуманитарные группы в учреждениях допобразования. Занимаясь здесь, ребята смогут понять, что в профессии главное и нужно ли им идти в педагоги.
В нынешнем учебном году в разных школах области уже открыли 19 психолого-педагогических классов и шесть групп дополнительного образования. В них занимаются около полутысячи школьников. А к 2026 году через эти классы пройдут более двух тысяч ребят. Ожидается, что не менее 70 процентов из них поступят на педагогические направления в колледжи и вузы региона. Кстати, сегодня в регионе не хватает более 400 педагогов.
- Сегодня нам нужен педагог, отвечающий вызовам времени: он должен не только знать свой предмет, но быть воспитателем, вожатым, знать особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, быть тьютором, владеть цифрой, - заявил первый заместитель губернатора, председатель правительства Вологодской области Антон Кольцов.
Подготовила Светлана Цыганкова, Вологодская область