Накануне 8 марта американская компания Estee Lauder заявила о закрытии магазинов в России, заморозке интернет-торговли и прекращении поставок. В заявлении компании речь шла не об уходе с российского рынка, а о приостановке коммерческой деятельности.
Еще раньше то же самое сделали бренды Yves Saint Laurent, Kenzo, Chanel. Позже к ним присоединились Aerin Beauty, Tommy Hilfiger и прочие. Продукцию этих производителей без особого труда можно найти в магазинах, но, если менеджмент компаний выполнит свои угрозы, с ними придется попрощаться на неопределенный срок.
В этой ситуации крымские производители натуральной косметики уже почувствовали небывалый до сих пор интерес к своей продукции. Например, старейшая на полуострове "Крымская роза".
- В прошлые годы мы ставили цель выйти на маркетплейсы, освоить эту новую бизнес-нишу. Наша продукция представлена на Wildberries и OZON, - рассказал директор компании Иван Гладун. - В последний месяц возник просто ажиотажный спрос, видимо, люди спешили купить товары по старой цене. Мы представлены в магазинах сети "Золотое яблоко" и "Л.Этуаль", там цены уже выросли, поэтому ажиотажа нет.
Кстати, "Л.Этуаль" и "Золотое яблоко" остаются на российском рынке.
Рост покупательского спроса отмечают и другие крымские производители.
- В марте и апреле, накануне сезона, мелкая розница делает запас в ожидании наплыва туристов, - рассказала "РГ" директор по маркетингу компании "Мануфактура "Дом природы" Ольга Латышева. - Но за последний месяц заметно выросло число обращений с материка, даже со стороны сетевого ритейла, чего раньше не было. Особенно растет спрос со стороны ритейла, ориентированного на торговлю импортом.
Эксперты все же считают, что быстрого переключения покупательского спроса с импортной на российскую косметику ожидать не стоит.
- Спрос на натуральную косметическую продукцию действительно заметно вырос, но переориентация на отечественную продукцию займет определенное время.Такие процессы не происходят мгновенно, хотя бы потому что многие крымские производители занимали на рынке специфическую нишу, - считает директор фабрики натуральной косметики SkyShi Светлана Преутеско. - Это косметика на основе лечебных грязей, эфирных масел, целебных трав, переработанных раковин морских моллюсков. У каждого производителя есть своя ниша.
SkyShi, например, единственный в России производитель натурального масла из виноградной косточки и косметической пудры из косточки и мякоти. Компания, созданная в 2016 году как импортозамещающая, ориентировалась прежде всего на производство сырья для индустрии красоты и полезных продуктов питания. Со своей косметической линейкой вышла на рынок только в декабре 2021 года.
Другие производители крымской косметики уже сейчас могут предложить тысячи наименований высококачественной продукции. В линейке компании "Мануфактура "Дом природы" 1500 товаров, от шампуней и мыла до декоративной косметики. Недавно этот ряд расширился за счет биоразлагаемой бытовой химии. Новые реалии рынка открывают для производителей и новые возможности.
- С одной стороны бизнесу нужна финансовая поддержка государства, потому что мы не знаем, как сложится туристический сезон, будет ли работать аэропорт. От этого многое зависит, - говорит Иван Гладун. - С другой стороны, открываются новые возможности в связи с уходом с российского рынка западных косметических фирм. Российский бизнес ищет ниши для выгодного длительного инвестирования. Нам поступает много предложений об открытии магазинов фирменной торговли.
"Крымская роза" выпускает 400 наименований косметической продукции. 150-170 из них можно купить в розницу в том числе через интернет. Остальное продают только в Крыму. До конца года в планах открыть в европейской части России 25 фирменных магазинов. В марте компания вышла на китайский маркетплейс и связывает с этим рынком большие планы.
- Процесс сертификации импортных товаров на внутреннем китайском рынке дорогой и долгий. Сертификат на одно наименование товаров стоит тысячу долларов, процедура длится около полугода, - рассказал менеджер компании "Крымская роза". - Поэтому мы вышли на торговую площадку Epinduo - это китайская площадка беспошлинной торговли. Неделю назад они получили нашу первую партию товара. Отношение к российским брендам в Китае очень хорошее, важно понять, что из нашей продукции будет пользоваться спросом на их рынке.
Бизнес видит в сегодняшней ситуации привлекательные стороны и неограниченные возможности для развития.
- Сейчас время инноваций, новых возможностей, - считает менеджер SkyShi Светлана Преутеско. - Мы со своей продукцией заходим в Сколково, будем проводить исследования различных свойств масла виноградной косточки. Остаемся импортозамещающим предприятием по этому сырью, будем создавать масло с разными потребительскими качествами для разных запросов. Также будем сотрудничать с такими производителями вин, как "Кубань-вино", "Фанагория", "Левкадия", чтобы наша продукция продавалась вместе.