13.04.2022 11:10
Общество

История русской балалайки: от стрелецких рядов до танков на Украине

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №80 (8728)
"У народа нет рояля, белого на ножках, но зато есть балалайка с тульскою гармошкой!" Такую вот частушку исполняет житель старинного города Шенкурска Владимир Бобров.
/ Татьяна Сухановская
Читать на сайте RG.RU

Он единственный в Архангельской области собирает старинные балалайки - те, что до сих пор хранятся в местных семьях. Не классические, на которых играют артисты оркестра имени Андреева, а простые, народные. Если в округе находят выжившую на каком-нибудь чердаке ветхую русскую "щебетунью" - сразу несут к Боброву.

Пережившие войну инструменты напоминают о "поющих 40-х"

- Вот, видите, балалайка из дома Николая Малютина деревни Якуровской, - показывает Владимир один из своих раритетов. - Сделана в конце XVIII века. Колки у нее деревянные, пять клепок, а дека приколочена гвоздиками. Знаете почему? На балалайках раньше во дворах играли, а если праздник заканчивался дракой и дека отрывалась, ее потом можно было легко приколотить обратно. А вот эта, с пластиковым корпусом, была выписана в 1968 году по почте для Виктора Кузнецова из Ледского погоста. Хоть и простенькая, а очень мелодичное трезвучие на ней выходит.

А сегодня шенкуряне предлагают брендировать свою родину как "Город первой русской балалайки". Дело в том, что первое упоминание инструмента датировано 1688 годом и связано именно с городком на реке Ваге:

"В Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Федоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили матерны".

Первое упоминание о балалайке - 1688 год

- Дело в том, что торговля с Арзамасом тогда была беспошлинной. А ребята, пока ехали, видать, в кабаке посидели. После этого "на кураже" наш Ивашка и влип в историю. Но благодаря ему появилось первое упоминание балалайки, по новому стилю - 23 июня. Теперь это День балалайки, - рассказывает Бобров.

Только вот мало кто знает, что случилось с гуляками-балалаечниками дальше. Владимир нашел оригинал указа в Российском государственном архиве древних рукописей: "И потому их великих государей указу, тем приводным людем, Савке и Ивашке, за их плутовство (...) учинить наказанье - бить батоги и сослать с Москвы в молороссийски городы". На обороте помечено: "По сему великих государей указу сослать их в Переяславль на вечное житье и приверстать в стрельцы в жилой полк и давать хлебное и денежное жалованье". Авторы документа - Иван Алексеевич, малолетний Петр Алексеевич (Петру Великому было тогда 16 лет) и царевна Софья.

- Такая вот царская наука - стрельцов материли, а потом в их же ряды были сосланы, - смеется Владимир.

Но история неугомонной шенкурской балалайки на этой нравоучительной ноте не закончилась. В домашнем музее Боброва хранятся материалы о легендарном танкисте Великой Отечественной - шенкурском парне, отчаянном балалаечнике Дмитрии Рябове. С первого дня войны он дрался за Украину. А старинная семейная балалайка была с Рябовым всегда и везде, по легенде "Гремя огнем" Дмитрий исполнял на этих струнах даже во время боя.

Так было и осенью 41-го под Полтавой, когда его рота сдерживала натиск частей генерала Клейста. При отходе танк Рябова завалился в яму, после чего пять дней в окружении отбивался от врага. Все это время экипаж старшего лейтенанта оставался без еды, а пока дожидался помощи от своих, поджег два танка и несколько немецких орудий.

Погиб старлей Рябов в 1942-м, похоронен на Донбассе. Его внучатая племянница Татьяна Мелкая рассказала "РГ" о том, что танк деда позже стал памятником - на машине шенкурского балалаечника насчитали 96 вмятин от попаданий снарядов! Мемориал Дмитрию Рябову скоро откроют и на его родине - церемония запланирована на 22 июня. Струны шенкурской балалайки зазвучат там снова...

Кстати

Факты о балалайке

Основатель Вятского оркестра русских народных инструментов отметил юбилей

Важную роль в признании балалайки сыграла императорская семья. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, в результате которой Европа впервые услышала балалайку. Успех был ошеломляющий. В XIX веке всем солдатам для поднятия боевого духа выдавали балалайку, которую они по окончании службы оставляли себе.

Самый большой памятник балалайке установлен в Хабаровске. 12-метровые балалайка и пипа (китайский аналог балалайки) стоят на Амурском бульваре города.

У музыкантов-балалаечников есть свой профессиональный праздник. Отмечается он ежегодно 23 июня. Он был учрежден в 2008 году по инициативе Дмитрия Белинского - президента Российского клуба музыкантов-народников.

Тем временем

Какие арфы были у скифов?

Прошедший в Мариинском театре фестиваль арфы "Северная лира" был посвящен этническим инструментам и народной музыке. В Большом концертном зале театра слушатели встретились в эти дни с мастером из Барнаула Александром Гнездиловым, воссоздавшим древнюю скифскую арфу.

Фрагменты арфы V века до нашей эры были найдены в 1940-х на Алтае. Гнездилов, музыкант и мастер по народным инструментам, взялся за воссоздание этой восточной лютни с длинной шейкой, от которой к деке идут струны из конского волоса, закрепляющиеся на палочках-колках, - лишь изучив инструмент в коллекции Эрмитажа и его описания в научной литературе. Было создано несколько вариантов арфы с разным количеством струн и приспособлениями для настройки.

Мастер изготовил уже полтора десятка арф, выставленных в Центральном музее музыкальной культуры, в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, в Музее истории искусства и культуры Алтая.

История Фолк Архангельская область Северо-Запад Новости Легенды