На конец февраля - начало марта пришелся ажиотажный спрос на продукты длительного хранения, которые потребители активно закупали впрок - заказ готовых блюд потерял свою актуальность, считает Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Кроме того, сказалось подорожание некоторых позиций в меню сервисов доставки, повлияла приостановка работы некоторых сетей и недоступность оплаты через Apple Pay и Google Pay.
Михаил Зельцер, эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций", также объясняет падение спроса тем, что из-за геополитического кризиса "граждане стараются готовить дома, в том числе из продуктов, закупленных впрок в начале марта".
Фиксируются и некоторые изменения в распределении участников рынка доставки. В первом квартале 2022 года по количеству покупок лидирует Delivery Club, его доля составляет 42%, это на 2% ниже, чем в 2021 году. Сервис "Яндекс.Еда" занимает второе место с долей в 35%, показатель упал на 10%.
Артур Альберт, коммерческий директор мобильного приложения "Город", предполагает, что отток пользователей у "Яндекс.Еды" связан с недавней утечкой персональных данных клиентов.
"В марте мы наблюдали нетипичные для этого сезона всплески и проседания - сначала ажиотажный спрос на доставку из фастфуда, потом непродолжительное замирание спроса на фоне отключения большей части ресторанов "Макдоналдс", - рассказали в пресс-службе "Яндекс.Еды".
Из-за ухода "Макдоналдса" и некоторых других иностранных ресторанов с российского рынка покупателям приходится переориентировать свои потребительские предпочтения с учетом новых реалий. Так, после закрытия большей части ресторанов "Макдоналдс" заказы в приложении сети снизились на 16%. При этом количество покупок через приложение Burger King (компания продолжила свою работу в стране) выросло на 28,5% по сравнению с февралем.
В пресс-службе Delivery Club рассказали, что для перераспределения спроса на другие сети и локальные рестораны потребуется время, но в целом процесс идет быстро.
В ближайшем будущем можно ожидать уменьшения количества специальных предложений, считают эксперты. Артур Альберт подчеркивает, что уже сейчас некоторые компании отменили бесплатную доставку продуктов (например, "СберМаркет" - прим. "РГ"). Компании стремятся быстро перестроиться в условиях неопределенности, а это очень остро чувствует потребитель, говорит эксперт.
Соколов предполагает, что "скорее всего заведения общепита будут менять ассортимент меню и рассматривать возможность экономии на комиссии сервисов доставки, развивая собственные курьерские службы".