15.04.2022 12:38
Культура

В чем сходство и различия нового фильма "Дьяволик" и его предшественника "Дьяболик"

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (8731)
Это были времена, когда CGI еще не изобрели, кино полагалось на фантазию сценаристов, смекалку режиссеров и таланты актеров. Тогда, в конце 60-х, и возникли картины о неуловимых преступниках, терроризировавших кто Париж, а кто - вымышленный город Клервилль: популярнейшие "Фантомас" Андре Юнебеля во Франции, "Дьяболик" Марио Бавы в Италии. Был и их женский вариант - авантюристка всей Вселенной Барбарелла из блокбастера Роже Вадима.
Читать на сайте RG.RU

Эти рассчитанные на кассовый взрыв фильмы явились кучно, залпом, шли с нарастающим успехом, и теперь, в пору дефицита новых идей, появился соблазн успех повторить: братья Марко и Антонио Манетти снова сняли картину о Дьяболике - герое "взрослых комиксов" сестер Анжелы и Лучианы Джуссано. Чтобы отличить новую картину от старой, у нас ее окрестили на русский лад - "Дьяволик". Поменялась одна буква, но какое разное вышло кино!

Фильм режиссера Мишеля Франко "Закат" вышел в российский прокат

Что в кинокомиксах было нового? Мы впервые стали сочувствовать негодяю. Да, конечно, защищавшие нас от преступника комиссар Жюв у Де Фюнеса и инспектор Гинко у Мишеля Пикколи были нам симпатичны, но мы все равно болели за неуловимых - они были неотразимы в своей спортивности, неуязвимости и магической всесильности, женщины в зале млели. Хотя и Фантомас и Дьяболик, по сюжету, вселяли в население ужас. Такая условность жанра: пусть герой-антигерой страшен, но он "наш".

И вот еще важное. И Жюв и Гинко были профи до педантизма, но тупицы. А Фантомас и Дьяболик даром, что бездушные мерзавцы, но умны, чертяки. Это был конфликт между интеллектом и тупостью. Фантазией и армейским уставом. Свободой без границ и шорами унылых законов. По логике, мы должны быть на стороне закона, но веселее следить за подставами и ловушками, затеянными красавцем Дьяболиком.

Добавим к этому чудесные итальянские песни, которые звучат в новом "Дьяволике": у них есть волшебное свойство любую лабуду делать бриллиантом.

Итак, город Клервилль терроризирует человек в маске, которого никто не может поймать. У него тысяча лиц: как и Фантомас, он пользуется латексными масками и может превратиться в кого угодно - хоть в служащего отеля, хоть полицейского начальника. У Фантомаса был автомобиль с крыльями для полета-улета, у Дьяволика - "Ягуар", способный удрать от любой погони. Сходств очень много, и у любителей такого кино только сильнее бьется сердце от предвкушения.

Какие фильмы из программы Каннского фестиваля покажут в России

И, конечно, какой герой без блистательной девушки! Женщины Бонда вошли в легенды. Фантомас увлекся игрой с Элен, у Дьяволика есть жена, которую он не любит, но появилась леди Ева Кант, дама с богатым прошлым, которая обожает авантюры, от опасности испытывает род оргазма и потому заставит себя полюбить. Нового Дьяволика играет Лука Маринелли - суперзвезда итальянского кино, мы его знаем по роли Мартина Идена в последней экранизации Джека Лондона. Новую Еву Кант - секс-бомба Мириам Леоне. Нового инспектора Гинко - "идеальный незнакомец" Валерио Мастандреа.

Как известно, и девушки, и Дьяволик предпочитают бриллианты. Поэтому, охотясь за бесценным розовым камнем, герой орудует в богатых кварталах города, внешне смахивающего на Милан. А так как все ухватки такого кино принадлежат середине прошлого века с ее первыми Бэтменами, еще не уставшими Джейс-бондами и роскошью мюзиклов с Мэрилин Монро, то облик улиц, трамваи, телефоны, моды и музыка в новом фильме целиком из тех лет. При этом братья Манетти сознательно уходят от броско китчевого стиля ленты Марио Бавы 1968 года - там весь антураж и все лениво сексуальные повадки персонажей были куда фантастичней, они смелее воспроизводили условный стиль комиксов и их невинный эротизм подростка-вуайериста. И то сказать: автором безумного дизайна первого фильма был Карло Рамбальди, за плечами которого шедевры от "Людвига" Висконти до "Инопланетянина" Спилберга и "Дюны" Дэвида Линча. Картина 2021 года получилась значительно реалистичней, строже, и постель из стодолларовых банкнот, в которых нежились любовники шестидесятых, здесь невозможна.

Мне этот спартанский стиль при явно солидном бюджете вкупе с раздутым метражом показался данью современной тенденции делать кино длинное, внешне динамичное, но с явным дефицитом авторской фантазии и потому неизлечимо вторичное. Еще труднее оправдать заметную стерильность интимных сцен Дьяволика и красотки Евы - их менее всего можно назвать любовными. В сравнении с чуть наивным, но живым и плотским романтизмом "Дьяболика" "Дьяволик" выглядит уверенным, но конвейерным изделием целиком роботизированной индустрии. И в нем совсем нет авторской иронии, согревавшей картины 60-х, которым не случайно понадобились такие комедийные актеры, как Луи Де Фюнес или Мишель Пикколи.

Новый "Дьяволик" в Италии ожидался с нетерпением, предполагалось, что будет всесветный успех. Но запланированная на 2020 год премьера не состоялась из-за пандемии, фильм вышел только в декабре 2021 года и, видимо, триумфом не стал - состязания с классической картиной Марио Бавы 1968 года он не выдержал: воспоминания о прошедшем всегда слаще отрезвляющего настоящего. Не знаю, в чем тут дело. Люди были простодушнее, что ли? Менее циничны, не так печально умудрены опытом последующих десятилетий, развеявших многие иллюзии человечества. Но фильмы брали искренностью не ремесленников, но художников, и они были на одной волне с публикой. Теперь такое кино делается, как ботинок - по лекалу. И фильмы, повторяющие классику на новом уровне, лишаются каких-то душевных струн. Словно их придумал, сыграл и снял компьютер.

Это тот случай, когда интересно посмотреть обе картины: у каждой есть свои достоинства, каждая отражает ментальность своего времени.

Мировое кино