16.04.2022 11:30
Культура

165 лет назад вышла "Мадам Бовари": был ли у героини реальный прототип

Текст:  Александра Кислухина
Разбираемся, почему роман Флобера "Мадам Бовари" попал в список запрещенных еще до его официальной публикации и действительно ли у главной героини был прототип в реальной жизни.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

"Мадам Бовари" - дебютный роман французского писателя Гюстава Флобера. К его написанию Флобер приступил в 1851 году, в возрасте тридцати лет. Услышав от своего друга Луи Буйле историю о бедной девушке, покончившей жизнь самоубийством из-за отчаяния, в которое ее ввергли неудавшиеся любовные связи с другими мужчинами в секрете от мужа, а также огромные долги, набранные из-за постоянной нужны в новых нарядах и украшениях.

Пять экранизаций по Гюставу Флоберу

Этой девушкой была Дельфина Кутюрье, жена обыкновенного сельского врача Эжена Деламара. Именно с него Флобер в точности спишет характер мужа главной героини Шарля Бовари - тоже врача из французской провинции, вдовца, вновь женившегося на молодой девушке. Дельфина стала мадам Деламар когда ей было семнадцать. А самоубийство совершила уже в 27 лет. За десять лет тоски и одиночества, которые ей приходилось терпеть из-за работы мужа, она испробовала разные варианты борьбы со скукой: посещала балы, знакомилась и проводила время с другими мужчинами, постоянно заказывала себе новые платья. Но связи на стороне не принесли ей счастья, а кроме того, она обзавелась огромными долгами, расплатиться за которые была не в состоянии. Все это и подтолкнуло ее к мыслям свести счеты с жизнью.

Вероятно, Флобер так увлекся этой историей еще и потому, что семья Деламар была знакома ему лично. Изучив все детали подробно, он решил написать роман о несчастной молодой женщине, так и не сумевшей найти счастья в жизни. Однако при этом позиция автора в тексте не определяется. У Флобера не было цели создать роман-поучение. Он задумал рассказать историю, свидетелем которой был сам, и дать читателям возможность самостоятельно решить, насколько ужасные вещи совершала Эмма Бовари, и можно ли вообще назвать их ужасными.

Для того, чтобы полностью написать "Мадам Бовари", Флоберу понадобилось пять лет. Работа шла очень тяжело. Он мог писать одну только страницу неделями. И дело было даже не в отсутствии вдохновения, а в трепетном отношении к той теме, которую писатель затрагивал в своем произведении. До "Мадам Бовари" Флобер уже написал другое произведение под названием "Искушение Святого Антония". С написанием этой книги у писателя проблем не возникало, однако его дебютом она так и не стала. Одним из ближайших друзей Флобера был редактор французского литературного журнала Максим дю Кан. Он отказался публиковать "Искушение Святого Антония" на страницах своего журнала "La Revue de Paris", но пообещал помочь другу, если он предложит что-то более близкое и понятное обычному человеку.

Спустя пять лет, в конце 1856 года, Флобер принес редактору "Мадам Бовари". И хотя это было именно то, что нужно, даже процесс публикации на страницах литературного журнала предваряла вычитка на предмет соответствия моральным нормам французского общества того времени. Дело в том, что в 1819 году во Франции был принят закон, согласно которому налагался запрет на распространение текстов, содержание которых может нанести "непоправимый урон общественной или религиозной морали и человеческой нравственности". Больше всего редактор переживал за сцену в экипаже, во время которой молодая Эмма Бовари вместе со своим любовником Леоном наслаждается романтическим свиданием в тайне от мужа. Флобер достаточно подробно описал эту сцену, что непременно вызвало бы реакцию в обществе, непривыкшем к откровенным описаниям супружеских измен. Эту и несколько других сцен перед публикацией в литературном журнале вырезали. Флобер был недоволен, но поделать ничего нельзя было. Однако от судебного иска даже такая цензура сберечь не смогла. По факту "непристойного содержания романа" был подан иск к журналу "La Revue de Paris" и Флоберу лично. Однако суд был чистой формальностью. И связано это, как ни смешно, с тем, что сторона обвинения не читала роман полностью и не могла требовать того же от присяжных, так как для того, чтобы прочитать весь роман целиком, потребовалось бы слишком много времени и процесс затянулся бы, а если бы присяжные и суд ограничились только прочтением "спорных с моральной точки зрения" эпизодов, они не получили бы полного представления о книге. А ведь ее концовку, в которой Эмма умирает в мучениях, вполне можно было бы расценить как наказание за супружескую неверность. В суде писателя защищал его друг Луи Буйле - именно тот, кто и натолкнул его на мысли о написании романа по мотивам реальной истории. Буйле удалось доказать невиновность Флобера всего за один день - через неделю все обвинения были сняты, а всего через год "Мадам Бовари" опубликовали отдельной книгой в двух томах.

С тех пор роман не только стал классикой мировой литературы, произведением, принесшим известность Гюставу Флоберу, но и был экранизирован девять раз. Последняя экранизация вышла в 2014 году. Сюжет "Мадам Бовари" не теряет своей актуальности и спустя 165 лет. И здесь можно с уверенностью сказать, что главная задумка Флобера - не давать оценок поведению Эммы Бовари - ему удалась сполна. При прочтении каждый читатель лично для себя выносит приговор молодой жене сельского доктора и решает, было ли ее последнее решение расплатой за совершенные аморальные действия или последним актом отчаяния.

Литература