Назар Хангельдыевич, все родители мечтают вырастить одаренного ребенка. А как это сделать?
Назар Агаханов: Если говорить о математических способностях, то статистика такова - ими обладают только 10 процентов детей. Сейчас какая-то эпидемия, все родители хотят сделать своих детей "одаренными". Зачем? Думаю, это мода и амбиции родителей. Со стороны родительского сообщества идет сильное давление на школу, на учителей. От каждого учителя требуют проведения дополнительных занятий, предполагая, что чем больше часов заниматься математикой с ребенком, тем выше будут его успехи.
Но разве это не так?
Назар Агаханов: Это абсолютно не так. Математика сильно отличается от других дисциплин - энциклопедичность знаний тут не помогает. Не работает принцип: "чем больше ты знаешь, тем больших успехов добиваешься".
На международной олимпиаде по математике треть всех заданий - геометрия. И при решении многих из них используется теорема и , которую знают все команды. Но каждый раз участникам надо придумывать новую конструкцию, использующую, в том числе, эту теорему для решения задачи. Вот это настоящее научное творчество. За счет дополнительных занятий можно подняться на две ступеньки по лестнице, но ступенек-то этих десять. Все зависит от того, откуда ты начал путь вверх.
К нам обращались некоторые страны с просьбой прислать российских преподавателей (а наша тренерская школа одна из лучших), чтобы повысить уровень команд своих стран: "Пришлите тренеров и мы будем получать 5-6 золотых медалей". Не получается! Надо иметь и способности к математике, и общий высокий уровень математического образования в стране.
А вот эти 10 процентов математически способных детей - это генетика?
Назар Агаханов: Да, это генетика. Сегодня биологи знают, что природа определяет многое в человеке. Ведь если разобраться, математические способности - это своего рода отклонение от нормы.
Когда какое-то генетическое изменение полезно для сообщества, оно закрепляется. Но если взять развитие математики и время существования человечества и сравнить… Математические способности стали полезными совсем недавно. Как закрепляется полезное качество? Сначала природа экспериментирует на мужских особях, потом изменение переносится на женские, так как именно женщина - носитель генетической информации.
В каком возрасте у детей ярче всего проявляются математические способности?
Назар Агаханов: Талант нередко обнаруживает себя при переходе ребенка в 5 класс, когда начинается математика, требующая содержательного аппарата логического и алгебраического мышления.
Школа умеет работать с такими учениками?
Назар Агаханов: К сожалению, сейчас школа не решает своей главной задачи - учить думать и усваивать изученный материал. В начальной школе обязательно надо учить стихи, запоминать правила, тогда происходит развитие памяти, мышления, речи. А сейчас знание не приобретается, его заменяет информация, которую можно скачать из интернета. Скопировали, зафиксировали, и … оно пропало. Дети не запоминают тексты, не могут удержать в памяти математическую задачу. Даже элементарную школьную алгебру дети знают хуже, чем 20-30 лет назад. А мы бежим вперед, заставляем учителя загружать ребенка дополнительными знаниями. А главное, вместо процесса обучения идет постоянная проверка знаний. Не получив знаний, ребенок должен что-то демонстрировать проверяющим…
Но ведь настоящий талант всегда пробьется?
Назар Агаханов: Есть понятие "ботаник", "ботан", когда все вокруг стоят на головах, а он притих в своих очочках и думает, работает. Есть небольшая категория таких способных школьников, которые мало зависят от окружения. Но кого-то мы и потеряем, определенный процент не сможет открыть свои способности, так как для этого нужна среда.
Где граница между способностями и гениальностью? Вам гении встречались?
Назар Агаханов: Я видел математических гениев. Не больше пяти человек. И должен вам сказать, что с гениями достаточно сложно общаться. Гениальность в чем-то противоречит социализации. Нередко среди детей, которые обладают выдающимися способностями, встречается аутизм и общество должно к ним относиться с пониманием. Из тех ребят, что я видел, не все одинаково успешны по жизни, но все остались в творческом процессе. Они все в той или иной степени заняты наукой. Тут надо пройти огонь, воду и медные трубы. Главное, чтобы самолюбование не превратилось в отрицание творческого процесса.