Первой, напомним, заявила об уходе американская компания Halliburton, отметив при этом, что совместных предприятий на территории России у нее нет. Главный исполнительный директор компании Schlumberger Оливье Ле Пеш заявил, что "по мере развития ситуации мы оценивали наше будущее и решили немедленно приостановить внедрение новых инвестиций и технологий для операций в России. Мы продолжаем активно следить за этой динамичной ситуацией и будем осуществлять любую существующую деятельность в полном соответствии с действующими международными законами". В похожем ключе объяснили свой уход и в Baker Hughes.
Стоит отметить, что все компании вместе, по оценкам VYGON Consulting, занимали не более 12 процентов российского рынка нефтесервисных услуг, однако по ряду технологий их присутствие было критически важным, оценивают специалисты. При этом для самих компаний российский рынок был не в первых рядах. Так, доля нашей страны в глобальной выручке Schlumberger составляла 5 процентов, у Halliburton - около 2-3, у Baker Hughes - 2 процента.
Что же предлагали эти компании? В первую очередь, их услуги касались цифровых решений в сфере поиска, разведки и добычи нефти и газа. Кроме того, специализация иностранных игроков сосредоточивалась на решениях для так называемых "цифровых" месторождений (совокупность технологий, работа которых обеспечивается наличием оптоволоконных сетей передачи данных, современных средств автоматизации, специализированных датчиков и устройств и информационных систем. - Прим. ред.). Еще одним "коньком" иностранных нефтесервисных компаний были технологии разработки трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ).
Стоит отметить, что в России есть и собственные производители нефтесервисного оборудования, причем их доля на рынке постепенно растет. Хотя еще в 2014 году, по данным ЦДУ ТЭК, доля иностранного оборудования в отрасли занимала 99 процентов, в 2019 году она уже снизилась до 45 процентов. Что касается отдельных, достаточно критических, сегментов импортозамещения, то в части бурения горизонтальных скважин у нас доля импортных решений - 61 процент, в части оборудования для нефтепереработки - 49 процентов.
На самом деле это все равно немало, учитывая тот факт, что в сфере высокотехнологичных решений для нефтесервиса в целом, по оценке той же VYGON Consulting, доля иностранцев - 60 процентов.
Так что же делать? Есть ли у российских производителей чем заменить импортную составляющую? Или, может быть, обратимся за помощью к другим иностранным производителям?
В целом уход крупнейших иностранных нефтегазосервисных компаний из России некритичен, считает президент Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков.
"Ряд российских компаний за последние годы достигли значительных успехов в замещении иностранных технологий, причем наши решения нередко их даже превосходят. Но эффективное импортозамещение в отрасли сдерживалось желанием заказчиков по разным причинам продолжать работать с иностранными компаниями и решениями", - напоминает эксперт.
Кроме того, говорит Виктор Хайков, "отсутствует приоритет российских решений над иностранными - нашим компаниям чаще всего говорят: если хотите с нами работать, приходите с готовым решением, с качеством аналогичным иностранному и ценой не выше. Естественно, это практически не выполнимая задача, так как создание новой технологии стоит денег и требует длительного времени. Сделать это можно лишь при понимании, что у тебя гарантированно будут покупать это решение - а таких гарантий заказчики не дают".
Еще один нюанс в том, продолжает эксперт, что сейчас у всех компаний отрасли значительно выросла себестоимость, большинство затрат стало дороже от 20 процентов до трех и более раз, в среднем по компаниям - это 25-30 процентов, а выполнять работы по заключенным ранее контрактам они обязаны по старым ценам и, таким образом, работают в убыток.
Именно поэтому, уверен Виктор Хайков, сегодня государство должно незамедлительно сформировать стратегию развития нефтегазового сервиса и машиностроения, определить правила, которым будут следовать добывающие компании - заказчики при работе с подрядчиками и поставщиками, которые бы стимулировали быстрое развитие отечественных технологий.
"Мы много лет добивались снижения сроков оплаты госкомпаниями подрядчиков, наконец на днях Госдумой принят закон, обязывающий их платить в течение семи дней, но это будущее решение лишь одной проблемы из многих. Если подход заказчиков к подрядчикам срочно не изменить, то мы не сможем в кратчайшие сроки заменить иностранные компании, более того, мы рискуем потерять многих российских игроков", - считает он.
Что же касается ситуации с импортозамещением, то президент Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса считает: по ряду направлений в оперативном режиме нам в принципе сейчас может помочь Поднебесная, но это снова будет не импортозависимость, а замена зависимости с Запада на Восток со всеми вытекающими рисками. "При должном подходе государства и добывающих компаний - заказчиков - выстраивании отраслевой политики, мер поддержки - российские сервисные компании и машиностроители смогут заменить ведущих иностранных игроков в наиболее критичных для отрасли направлениях. Но это должна быть комплексная системная долгосрочная работа, а не создание ее видимости, как это было до недавнего времени, о чем даже было сказано на отчете правительства РФ в Госдуме", - резюмирует Виктор Хайков.