Официально это решение объясняется желанием США продвигать "ответственное отношение к использованию космического пространства". В этом контексте Белый дом повторил обвинения в адрес России в испытании противоспутниковой ракеты в конце прошлого года, обломки от взрыва которой предположительно могли угрожать аппаратам на орбите и Международной космической станции. В МИД России тогда заметили, что испытание, в ходе которого был поражен недействующий российский спутник "Целина-Д", проведено в соответствии с международным правом. А в Министерстве обороны РФ заявили, что угрозы от фрагментов уничтоженного спутника нет.
В любом случае обоснование нынешнего решения США необходимо читать между строк. Для начала Вашингтон не из тех, кто добровольно и в одностороннем порядке связывает себе руки в военном плане из-за заботы о гражданских объектах. Fox News пишет, что решение Белого дома немедленно было встречено шквалом критики из Конгресса, где считают, что это "ослабит позицию США в глобальной космической гонке". И эта точка зрения - доминирующая в Вашингтоне, а критика конгрессменов вызвана тем, что они, скорее всего, не в курсе о реальных мотивах моратория.
Есть множество международных конвенций, запрещающих наиболее опасные для гражданского населения и объектов виды вооружений, к которым США не присоединяются. Несколько лет назад автору довелось поработать на конференции по соблюдению Конвенции о запрете противопехотных мин. Проходила она в Колумбии, и местные военные возили группу делегатов и журналистов в отдаленные деревни, ставшие ареной внутреннего конфликта. Американские делегаты смотрели на детей и взрослых с оторванными конечностями, ахали и охали, сулили деньги на программы по разминированию, но к самой конвенции США не присоединились. Американцы также не являются подписантами Конвенции по кассетным боеприпасам, которая их запрещает. В последние годы Вашингтон вышел сразу из нескольких механизмов, накладывавших ограничения на ракетные вооружения, включая договоры по РСМД и ПРО. А если ближе к звездам, то стоит помнить, что представители США неоднократно отказывались поддержать предлагаемые российской делегацией на площадке ООН резолюции о недопустимости гонки вооружений в космосе. Наконец, три года назад Космические силы были впервые сформированы как самостоятельный вид войск в США, и сегодня они поступательно развиваются: в проекте бюджета на 2023 год предлагается увеличить их финансирование почти на 40 процентов.
С таким послужным списком в искренность пацифистских намерений США в космосе и их переживаний за чистоту орбиты верится с трудом. Речь скорее о попытке установить выгодные для себя правила игры. В силу глубокой секретности космических военных технологий трудно с уверенностью сказать, чего именно добиваются американцы, но отдельные утечки в прессу на этот счет есть.
Агентство Reuters со ссылкой на Белый дом и экспертов приводит такой аргумент: в США опасаются, что обломки от испытаний американских ракет могли бы сейчас угрожать в том числе военным спутникам, которые используются для сбора и передачи Киеву разведданных о перемещениях российских войск на Украине.
Технологический ресурс TechCrunch обращает внимание на то, что речь только о моратории на ракетное оружие, что "оставляет окно открытым для лазерных и других методов" выведения спутников из строя.
Следует учитывать и то, что озвучен отказ именно от испытаний, а не возможного боевого применения. TechCrunch предполагает, что США уже попросту отработали технологию и в тестах не нуждаются: "С циничной точки зрения, испытав и продемонстрировав свою способность, нет особых поводов делать это постоянно, поэтому такое обязательство выглядит чрезмерным".
Издание отмечает, что удары по спутникам вообще наперечет - их проводили только Китай (2007 год), США (2008), Индия (2019) и Россия (2021). И во многом эти пуски преследуют не только испытательную, но и демонстрационную цель. Например, как пишет Military Times, премьер Индии Нарендра Моди после испытания противоспутниковой ракеты в 2019 году заявил, что главной целью была демонстрация возможностей его страны как "космической державы".
Поэтому добровольный мораторий США, которые все уже испытали и продемонстрировали, может на деле быть попыткой навязать запрет тем, кто еще не проводил или не завершил таких тестов. Призыв к другим странам присоединиться и упоминание России в заявлении Белого дома - намеки именно в этом направлении. Косвенно на это указал и эксперт американского Аэрокосмического центра по политике и стратегии в космосе Робин Дики, которого цитирует TechCrunch: "У этого решения есть точечная цель - сигнал, что новые действия наподобие недавних тестов не только являются недальновидными, но и не соответствуют международным ожиданиям". Иными словами, принятое США решение предлагается отождествить с "международными ожиданиями", которым должны следовать все остальные.