Отчасти это происходит, потому что немногие задаются вопросом, сколько "следов" из своих частных сведений они ежедневно оставляют в сети. А следов, если задуматься, остается немало. При открытии вебсайта нас аккуратно предупреждают о сборе cookie-файлов, при совершении покупки в интернет-магазине - предлагают сохранить контактную информацию для будущих заказов, при входе в аккаунт - автоматически заполнить поля логина и пароля.
Все привыкли доведенным до автоматизма движением принимать соглашения о сборе и обработке персональных данных, пробегать глазами контекстную рекламу и машинально предоставлять очередному приложению сведения о своей геопозиции. А потом мнимая приватность обрывается неожиданной утечкой личной информации или внезапным звонком неизвестного номера, во время которого голос предлагает воспользоваться акцией в клинике или оформить кредит на подозрительных условиях.
И это лишь часть процесса, которая проходит виртуально - и потому не бросается в глаза. К этому можно добавить сведения, которые мы добровольно предоставляем, - номер телефона, паспортные данные, адреса - и выходит полностью лишенная личных границ жизнь. Жизнь, где частная информация не такая уж и частная, и где невозможно спрятаться от тех, кто предъявляет на нее запрос. В нашем мире видеокамер, соцсетей и поисковых систем человек оказывается как на ладони. Компании оказываются осведомленными о движении персональной информации так же хорошо, как и о денежных перемещениях.
Сегодня, когда интернет для большинства пользователей уже не представляет собой неисследованное и полное угроз пространство, предостережения в духе "не переходить по неизвестным ссылкам и без особой необходимости не оставлять данные карт или паспорта" не решают проблему. Существенную трансформацию пережили и состав информации, которую нас просят предоставить, и средства ее защиты, и методы ее похищения.
Есть ряд компаний, которые мы заведомо считаем надежными, и потому наша смелость в предоставлении им по первому требованию любых персональных данных компенсируется уверенностью в том, что они будут содержаться в строжайшей конфиденциальности. Однако, как показывают последние события, от случайного сбоя в системе, нерадивости сотрудников и множества других факторов, в следствие которых персональные данные могут оказаться в руках третьих лиц, сегодня не застрахован никто.
Как к этому относиться? Для начала - обдуманно. Нельзя не отметить, что популярные сервисы - от поисковых систем до доставки еды или каршеринга - значительно упрощают жизнь, позволяют персонифицировать виртуальное пространство и, что более важно, экономят время. Отказаться от всего этого значит лишить себя многих преимуществ современных технологий, тем более что большинство интернет-сайтов и приложений попросту не будут работать без согласия пользователя на сбор и использование его личной информации. Это вызвано тем, что операторы - так юридически обозначаются те, кто занимается обработкой персональных данных, - по закону обязаны уведомлять пользователей об условиях, по которым эта обработка происходит, и требовать их согласия. Даже если эти данные - всего лишь логин или никнейм.
Проблема терминов гораздо более серьезна, чем может показаться на первый взгляд. Причина тому лежит в отсутствии в федеральном законе "О персональных данных" точного перечня информации, которая входит в это понятие. Согласно тексту документа, персональные данные - это "любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)". Говоря проще, оператор сам вправе определять спектр обрабатываемой информации. Отсюда проистекают многочисленные случаи злоупотребления правами: далеко не все IT-компании ограничивают себя в сборе и надлежащем хранении персональных данных. Легкомысленные пользователи, в свою очередь, не спешат ознакомиться с содержанием подписываемых соглашений, а потому предоставляемая информация порой оказывается гораздо более подробной, чем хотелось бы.
Нельзя обойти вниманием и уязвимость хранилищ приватной информации, от чего страдают даже крупные компании. По словам руководителя "Яндекс.Еды" Романа Маресова, компания планирует подключить сервис к "инструменту для управления данными, который Яндекс запустил в прошлом году. С его помощью можно посмотреть, какие данные о вас накопили разные сервисы, и при желании удалить их раз и навсегда".
Увеличение объема и динамики взаимодействий с персональными данными с годами - закономерный и необратимый процесс. Повсеместный сбор, обработка, хранение и анализ личной информации - это реалии нашего времени, и без адекватного восприятия их невозможна полноценная интеграция в современную жизнь. Как это часто бывает, у этого здесь есть и положительные, и отрицательные стороны, причем "плюсы" значительно перевешивают "минусы". Но нужно помнить: мы находимся на пути совершенствования как правовых, так и технологических механизмов обеспечения персональным данным полной конфиденциальности, и с повышением осознанности, с каждым напоминанием о необходимости с должной ответственностью относиться к передаче и хранению личной информации, мы становимся на шаг ближе к безопасной виртуальной среде.