Это второй спектакль Большого театра в рамках акции "Открытый занавес" - Минкультуры организовало ее, чтобы поддержать беженцев из Донбасса и родственников наших военнослужащих. 2 апреля на Исторической сцене танцевали "Спартака": средства от продажи билетов пошли в фонд помощи семьям погибших солдат. И вот - "Дон Кихот". Как сказал перед началом представления гендиректор Владимир Урин, это "один из самых лучших репертуарных спектаклей" Большого театра.
Сегодняшние зрители приехали из самых жарких мест, где до сих пор не утихает канонада: из Горловки, Мариуполя, Бахмута. Сейчас они временно размещены в детских лагерях, санаториях, гостиницах Подмосковья и близлежащих областей. Пережили то, чего и врагу не пожелаешь.
Трудно спокойно слушать, как 14-летняя мариупольская девочка Полина рассказывает: "Как только под нашими окнами "защитники" поставили "Град", мы сразу ушли в подвал. Но и там затыкали уши от дикого грохота сверху. Станет потише, выйдешь - а установка уже у соседнего дома стоит…". Так две недели - безвылазно. Пока бойцы армии ДНР не вывели девушку и ее родителей из подвала. Вышли - а от их квартиры уже ничего не осталось.
Бывший монтажник "Азовстали" Александр с любопытством рассматривает старинную лепнину, роскошные люстры. Увидев себя в огромном зеркале в резной раме, одергивает красно-белую футболку. Признается смущенно: никогда не был прежде в театре. Трудно сказать, о чем он думает, восторженно следя за фуэте и па-де-де. Слишком свежи еще воспоминания - стоят перед глазами - как прорывались из Мариуполя: "Долго шли пешком, грязь, дороги нет, везде пробитые пулями легковушки, видели трупы, накрытые простынями. Наши друзья тоже пытались прорваться. Жена с дочкой уехали в сторону Бердянского, там вроде потише было. До сих пор не знаю, где они, никак не могу дозвониться…"
Многие гости в этот вечер не выключали камер смартфонов - когда еще вот так внезапно попадешь в Большой театр! Тем более на "Дон Кихота" - гордость Большого. С самой первой постановки этот спектакль был 1137-й. А если считать со дня постановки 2016 года хореографа Алексея Фадеечева, то это 69-е представление. Балет, который послужил за всю свою историю "взлетной полосой" для многих великих танцовщиков. Из театральных баек: говорят, что Лепешинская так вдохновенно танцевала в этом балете, что однажды улетела в суфлерскую будку. Плисецкая и Васильев ставили рекорды виртуозности. Поклонники Максимовой следили за каждым ее отточенным движением. Фанатов Ананиашвили покорял ее неповторимый шарм.
А в наши дни спектакль - по-прежнему красочный и многомерный, экспрессивный, драматический - исполняют артисты нового поколения Большого. С каждым появлением на сцене элегантного Тореадора Егора Геращенко и воздушной Китри Елизаветы Кокоревой - зал утопал в овациях… Перед спектаклем балерина говорила, что танцевала бы с максимальной самоотдачей, даже если бы в зале был всего один зритель. Но зал был полон. Публика - страшно благодарная. Чего только им не пришлось навидаться, но это целительное волшебство было впервые.