Редкое прижизненное издание Александра Пушкина продали за 7,5 млн рублей, сообщает пресс-служба аукционного дома "Литфонд". Главным лотом прошедших торгов был конволют (сборник, скомпонованный его собственником из различных самостоятельных изданий или рукописей и переплетенный в отдельную книгу) Александра Пушкина. Это три прижизненных издания: "Руслан и Людмила", "Кавказский пленник" и "Полтава" (1820 года, 1822 года, 1829 года).
Поэма в шести песнях "Руслан и Людмила" изложена на 142 страницах, и самое ценное - она имеет один рукописный лист "Эпилог" ("Так, мира зритель равнодушный..."), который был написан рукой Пушкина во время ссылки на Кавказ. Проданное издание 1820-го года выпуска считается крайне редким, как и повесть "Кавказский пленник" из 53 страниц 1822-го года издания, посвященная другу поэта Николаю Раевскому.
"Полтава" - первое и единственное отдельное прижизненное издание поэмы, которую Пушкин называл "самой зрелой из всех стихотворных повестей". Также считается исключительной редкостью на антикварном рынке.
В "Полтаве" Пушкин впервые обращается к теме истории России и к образу Петра I. Она написана в 1828 году, вышла в свет в конце марта 1829 года тиражом всего 1200 экземпляров.
Благодаря экслибрисам и надписям на сборнике можно проследить "жизненный путь" книги почти до наших дней. Первым владельцем и составителем конволюта был, по всей видимости, представитель старейшего российского дворянского рода Ртищевых, помещик села Суханово Николай Васильевич Ртищев (ум. после 1845). В конце XIX - начале ХХ вв., во времена упадка усадебной культуры в Российской империи, книга перекочевала в обширную коллекцию московского коммерсанта и домовладельца Сергея Петровича Бородина, хозяина конторы красильно-химических материалов и скобяных товаров. В середине ХХ века данный конволют, вероятно, с антикварного рынка, оказался в библиотеке высокопоставленного партийного функционера Петра Елистратова, который в 1968 году подарил книгу главному пограничнику страны Павлу Зырянову.
Заявленная на старте цена за редкую книгу Александра Пушкина уже была высока: 6 миллионов рублей, но в ходе торгов коллекционеры подняли ставку еще на полтора миллиона.