"По прочности пластик не уступает металлу, зато имеет ряд преимуществ, - пояснил "РГ" автор разработки, менеджер инновационных проектов ОмГТУ Петр Мельников. - Обычный велосипед, к примеру, при ударе может погнуться, лишиться краски. У цветного пластика сколов и ржавчины не будет никогда. Служить такая машина сможет не менее 15-20 лет".
Еще один плюс эковелика - удешевление производства. По словам изобретателей, процесс изготовления традиционного велосипеда предполагает многоступенчатость. Металлическую конструкцию надо сначала нарезать, сварить, потом обработать, покрасить. И каждая операция требует рабочих рук. С пластиком все гораздо проще, быстрее и экономичнее. Детали можно штамповать без доработки. Процессом управляет робот, способный каждую минуту выпускать новую раму. При этом каждая будет стоить 300-400 рублей, что в десять раз меньше, чем из алюминия или стали.
Первые образцы эковелосипеда политехники представили на промышленной выставке в Омске. И планируют наладить мелкосерийное производство в вузовских цехах. А сейчас ищут инвестора. "Самая дорогая и сложная часть проекта - форма для литья стоимостью около пяти миллионов рублей, - поясняет Петр Мельников. - Надеемся выиграть грант, который поможет запустить пластиковые велосипеды в серию. Для начала будет достаточно рам. Мы показали свою разработку на выставке "Промтехэкспо-2022". Уже есть компании, заинтересованные покупать именно рамы и комплектовать эковелосипеды по своему усмотрению".
Это уже не первое экологическое изобретение молодых омичей. В прошлом году на Международном форуме "Армия" они представили электроскутер "Марс". Компактный, маневренный, заряжаемый от обычной розетки транспорт, который востребован в аэропортах, на авиабазах, предприятиях, привлек внимание специалистов. И уже нынешней весной скутер начнет выпускать омское машиностроительное предприятие. В числе потенциальных заказчиков - бывший батальон конной полиции, решивший поменять копыта на колеса. Компактный, простой в управлении электротранспорт можно использовать в патрулировании где угодно, в том числе в парках, где гуляют родители с детьми. На одной зарядке со скоростью до 45 км в час он может проехать 100 километров. Весит, как велосипед. Не загрязняет природу. И водительских прав не требует.
Сейчас омские изобретатели работают над универсальной конструкцией электроскутера, позволяющей трансформировать его в трех-четырехколесное средство, устанавливать мотоколяску для детского кресла, подвижный блок для перевозки малогабаритных грузов и другие полезные блоки.