26.04.2022 17:38
Общество

Почему врачи становятся блогерами

Текст:  Дмитрий Макеев (замдиректора Международного научно-образовательного центра "Безопасность и надежность критических цифровых технологий")
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №90 (8738)
Цифровые технологии, социальные коммуникационные сети, пандемия серьезно изменили привычный порядок жизни. Даже медицина, где телесный контакт "врач - пациент" всегда оставался первоочередным, в определенной своей части ушла "в интернет".
Читать на сайте RG.RU

И речь идет не только об удаленной постановке диагноза или консультировании у светил медицины, но и о проведении полноценных операций, которые в дистанционном режиме производят в клиниках с высоким уровнем технической оснащенности. Кроме того, многие медики сейчас считают необходимым вести свои страницы в социальных сетях. Часть из них для этого даже прибегает к помощи профессионалов в области интернет-продвижения.

Как показывает практика, посты и выступления врачей-блогеров в соцсетях привлекают большое внимание потенциальных пациентов. И это запускает уникальный процесс трансформации, при котором массы людей могут получать свободный доступ к медицинской информации. При этом личность врача и его коммуникативные навыки по известности и популярности начинают перевешивать репутацию конкретной клиники. Плохо это или хорошо?

Мы провели исследование этого явления. Сделали ряд экспертных интервью с врачами-блогерами, имеющими свыше 10 тысяч подписчиков. Результаты удивили. Оказалось, что наибольшее количество запросов на лечение и консультации врачи получают через социальные сети и мессенджеры. А не с официальных сайтов клиник, сотрудниками которых они являются, и не с порталов отзывов. Ни один из интервьюируемых не упомянул в качестве источника запросов специализированные интернет-порталы, посвященные конкретным заболеваниям.

Мы пришли к выводу: пациенты предпочитают использовать те средства коммуникации, где у них есть ощущение непосредственной, межличностной связи с врачом. С этими же целями люди, прежде чем прийти в больницу, стараются проверить потенциального врача на порталах отзывов или поискать его профиль в социальных сетях. При этом медучреждения, представленные в соцсетях, сильно проигрывают аккаунтам медиков. В личных блогах врачи в большей степени ориентированы на двустороннюю коммуникацию с аудиторией, они могут индивидуально отвечать своим подписчикам. Кроме того, пациентам важен эмоциональный аспект взаимодействия - лайки, комментарии, обращения в директ.

Российские пользователи соцсетей и блогеры переходят на новые площадки

Интересно, что реальные практики цифрового взаимодействия "врач - пациент" на порядок превосходят официальную статистику. Такая форма взаимодействия особенно удобна пациенту. Врач становится более "достижим".

Но и врачи отмечают для себя много плюсов - экономия времени, оперативность, уменьшение затрат ресурсов, тем более что место общения в целом не влияет на структуру построения коммуникации врача и пациента. Приоритетными выступают протокол, план работы, опыт построения взаимодействия. Таким образом, сегодня можно говорить о фиксации нового явления - медиатизации медицины. И в этом новом типе медицины устанавливаются другие модели взаимодействия "пациент - врач - клиника".

С одной стороны, получает распространение не профессиональная, а массовая и обыденная медицинская культура, что создает дополнительные риски для заболевших людей и обесценивает в глазах обывателя знания узких специалистов. С другой стороны, успех врачей-блогеров может стать стимулом для учреждений здравоохранения.

Архангельская область Вологодская область Калининградская область Карелия Ленинградская область Мурманская область Ненецкий АО Новгородская область Псковская область Республика Коми Санкт-Петербург Северо-Запад Здоровье СМИ и соцсети