04.04.2022 22:30
    Поделиться

    Российские пользователи соцсетей и блогеры переходят на новые площадки

    За 10 дней, с 4 по 14 марта, российская блогосфера радикально изменила свой облик. За этот небольшой отрезок времени были заблокированы Facebook (платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ) и Twitter. Кроме того, сначала была отключена реклама в Instagram (платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ), а затем и полностью заблокирована эта соцсеть, были отключены и все виды монетизации в YouTube. А компания TikTok объявила о том, что временно прекращает публикацию контента из России. Признание 21 марта Meta экстремистской и запрещенной на территории РФ организацией подвело черту под изменившимся рынком соцсетей. Блогеры и пользователи соцсетей пытаются осмыслить изменившийся ландшафт и найти новые площадки.
    Александр Щербак / ТАСС

    В соответствии с исследованием Brand Analytics, следом за блокировками начался переток аудитории. Лидерами роста по объему контента стали: "ВКонтакте" - рост на 11%, Telegram - на 6%, "Одноклассники" (ОК) - на 3%. В тройке лидеров по росту активных авторов все те же: Telegram - плюс 23%, "ВКонтакте" - плюс 14%, ОК - плюс 6%. Как сообщили во "ВКонтакте", ежемесячная аудитория соцсети впервые превысила 100 млн человек, а просмотры видео впервые достигли 1 млрд часов. Лидером по "потерям" стал Instagram: минус 30% по контенту и минус 31% по числу авторов. На втором месте Facebook: число авторов снизилось на 11% и публиковали они ежедневно на 16% меньше контента. Twitter "просел" слабее: минус 9% по авторам и минус 5% по контенту.

    Если пользователи просто перебрались на другие площадки, то контент-мейкеры (блогеры, стримеры, ютуберы) оказались в существенно более сложном положении, так как любая платформа - это не только накопленная за годы работы аудитория, но набор инструментов, используемых для подготовки, публикации и продвижения контента. В том числе по этой причине для многих блогеров отключение рекламы в Instagram и Facebook стало существенно большим ударом, чем блокировка этих соцсетей.

    Причем у аудитории профессиональных пользователей только сейчас происходит осознание того, как изменился рынок, отмечает Таня Иванова, генеральный директор hello blogger.

    "Быстрого возвращения TikTok не случилось, Instagram заблокировали, YouTube в шаге от блокировки. Многие, действительно, еще две недели назад не предполагали, что им придется рассматривать альтернативные площадки, и были уверены, что рекламодатели останутся в Instagram", - рассказала Иванова.

    По ее словам, в настоящий момент блогеры внимательно следят за площадками, куда вернулись рекламодатели, и стараются максимально перетянуть туда свои аудитории. В приоритете две - Telegram и VK. При этом все опрошенные "РГ" эксперты сходятся на том, что сравнивать аудиторию VK и заблокированных соцсетей крайне трудно, так как они различаются по составу. И пусть сейчас за счет притока новой аудитории ситуация и корректируется, но говорить о том, что с коммерческой точки зрения VK окажется сопоставимо с Facebook и Instagram, затруднительно. Что же до Telegram, то это в первую очередь мессенджер, в котором отсутствует единая лента публикаций. А порог вхождения в рекламные инструменты Telegram (2 млн евро - 1 млн на депозит и 1 млн на собственно рекламные кампании) существенно сокращает число рекламодателей.

    Не проходит безболезненно и процесс миграции. Никому из блогеров не удалось сменить площадки без потери аудитории. Например, Анастасия Ивлеева и Ольга Бузова смогли привлечь в Telegram-каналы только 3% прежних подписчиков.

    Сразу после блокировки Instagram заявили о себе две российские разработки - "Россграм" и Now. Первая соцсеть пока доступна только для профессионалов. Она получила массу критических отзывов от экспертов рынка сразу после анонсирования. Сеть Now выглядит более привлекательно - основатель и руководитель Now - Дмитрий Маринин, бывший работник Яндекса. Приложение Now уже доступно для скачивания в магазинах AppStore и Google Play. Недостатков у новых проектов два: отсутствие аудитории и более слабые рекламные инструменты.

    Иная ситуация с видеоблогерами. После отключения Google монетизации для российских авторов, они стали изучать возможности иных платформ, в частности российского RuTube.

    По данным Brand Analytics на октябрь 2021 года, в YouTube было более 8,5 млн авторов (пользователи, которые оставили хотя бы один комментарий или выкладывали контент) из России, а число публикаций составляло 28 млн в месяц. Считать RuTube альтернативой YouTube слишком оптимистично, убежден директор "Общества защиты интернета" Михаил Климарев.

    "В нем нет экосистемы, нет отработанных процессов взаимодействия с авторами и пользователями. Google за все время накопил огромные объемы видеозаписей, построил сервера в различных странах для хранения контента. Даже если перетащить на RuTube все популярные видео, то все равно пропадет огромное количество частных видео, образовательных роликов и многое другое", - заявил он.

    По итогам 2022 года рынок интернет-рекламы, составивший в 2021 году 313,8 млрд рублей, в оптимистичном сценарии может просесть на 15-20% в денежном выражении. Но существуют и более негативные оценки, так, Дмитрий Ульяшенко, заместитель гендиректора NMi Group, считает, что снижение рынка может составить 40-60%.

    Поделиться