Уровень зависимости технологий от западной экономики в условиях Арктики снижается уже восемь лет - об этом свидетельствует статистика. Так, если в 2014 году уровень импортозависимости в нефтегазовой отрасли составлял 60 процентов, то в 2020-м он снизился до 48 процентов, а в сегодняшних условиях скорость импортозамещения растет значительно быстрее. Такие данные на заседании дискуссионного клуба ПОРА озвучила глава Ассоциации подрядчиков арктических проектов Ольга Буч.
Эксперты Проектного офиса развития Арктики резюмировали: критического влияния на экономику России санкции, введенные в 2014 году, не оказали. Но при этом активизировали развитие собственного рынка поставщиков.
- Когда речь идет о запрете трансфера технологий в Российскую Арктику, у меня всегда возникает вопрос: а кто сегодня располагает такими технологиями? Кто ведет добычу в высоких широтах, которые принято называть арктическими, в сложных ледовых условиях? В России создана технологическая "подушка" уникального опыта работы в Арктике, которого нет ни в одной стране мира, - заявил на встрече глава экспертной группы Российского газового общества Алексей Фадеев.
По его словам, наша страна является носителем уникальных компетенций, в первую очередь для высоких широт. В качестве примеров Фадеев назвал первый и пока единственный нефтяной проект в суровых арктических условиях шельфа - добычу углеводородов на месторождении "Приразломная", а также Новопортовское нефтегазоносное месторождение на полуострове Ямал и проект "Ямал СПГ".
- Любой разрыв партнерских отношений не может восприниматься положительно. Но эта ситуация не является критической для нас - технологического шока не будет, - уверен эксперт.
Вместе с тем участники дискуссии обратили внимание на наиболее хрупкие звенья экономики "высоких льдов". Советник главы Кольского научного центра РАН Владимир Маслобоев отметил необходимость создания новых технологий и материалов, которые могли бы выдержать низкие температуры. Он также считает, что особого внимания требует сегодня экономика замкнутого цикла, "зеленых" и природоподобных технологий. На заседании ПОРА говорилось и о том, что сегодня нефтегазовая отрасль Арктики по-прежнему зависит от импорта высокотехнологичного оборудования, например сейсморазведочного.
Эксперты единодушны в одном: успех возможен при условии вовлечения регионального бизнеса во все арктические программы. Причем сегодня существует достаточно "прозрачный" механизм такого вовлечения - предприятиям нужно только научиться им пользоваться.
Так, компенсировать дефицит точных приборов в сотрудничестве с местным бизнесом предлагает Северный (Арктический) федеральный университет: здесь готовы создать лаборатории геотехнического приборостроения для изыскательских и проектно-изыскательских организаций, работающих в условиях Севера. Причем наибольший интерес она будет представлять в сфере именно прикладных исследований.
- К примеру, недавно мы представили руководству Архангельской области прибор, позволяющий изучать водопроницаемость и сжимаемость различных грунтов - от глинистых и песчаных до торфов, - рассказал "Российской газете" заведующий кафедрой инженерной геологии, оснований и фундаментов университета Алексей Коршунов. - Этот прибор необходим при проведении инженерно-геологических изысканий (особенно в условиях деградации вечной мерзлоты), которые лягут в основу разработки проектной документации на строительство зданий и сооружений.
По словам завкафедрой, к участию в деятельности этой лаборатории будут подключены индустриальные партнеры - те, кто готов создавать приборы.
Тем временем на АЦБК в апреле завершили гарантийные испытания новой российской цифровизированной паровой турбины. Напомним, что Архангельский ЦБК реализует программу модернизации энергетической системы предприятия. Первым шагом стала замена турбоагрегата мощностью 60 мегаватт на ТЭС-1. На втором этапе планируется замена турбоагрегата мощностью 30 мегаватт. Поэтапное обновление турбинного цеха - одна из важнейших задач технической модернизации предприятия; более того, сегодня ТЭС-1 обеспечивает теплом и электроэнергией не только производство, но и жилой сектор Новодвинска.
По мнению участников дискуссии, несмотря на тяжесть ситуации, "в Арктике сейчас появляется оптимизм". Основания для него есть: к примеру, недавно крупные российские компании, Ненецкий автономный округ и Республика Коми начали реализацию инфраструктурного мегапроекта "Создание национального горнопромышленного кластера со строительством глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига в Арктической зоне РФ".
Проект позволит сформировать на Северном Тимане новый транспортный узел для перевалки большого количества грузов: в частности, титановых руд Пижемского месторождения, угля Воркуты и других полезных ископаемых Севера России. Авторы проекта прогнозируют, что грузооборот порта на начальном этапе может составить восемь миллионов тонн, а к 2030 году достигнет более 80 миллионов тонн грузов в год:
- В условиях, когда идут непрекращающиеся попытки изолировать Россию от мировых торговых маршрутов, мировых рынков, мы делаем ставку на Арктический регион, который дает нам уникальную возможность сохранить место России в мировой экономике и сформировать альтернативные пути перемещения грузов, - так охарактеризовал проект глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.