27.04.2022 01:50
Культура

Фильм Паоло Дженовезе "Супергерои" как новый трактат о любви

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №91 (8739)
Фильм "Супергерои" Паоло Дженовезе для наших жестких дней почти невероятен: романтическая драма, продолжающая традицию легендарной ленты иных эпох "Мужчина и женщина" Клода Лелуша. Здесь та же страсть, нежность, хрупкость отношений и та же всесокрушающая поступь любви, готовой преодолеть любые козни судьбы. И при этом - присущая уже новому веку потрясений потребность все происходящее подвергнуть рациональному анализу.
/ Про:взгляд
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Супергерои"

Композиция фильма устроена сложно. После того, как двое, спасаясь от дождя, случайно встретились в одной подворотне и между ними вспыхнула отдающая безумием страсть, нас будут перекидывать то на десятилетие вперед, то на десятилетие назад. Даже будет такой сюрреалистический момент, когда эти двое из прошлого и настоящего встретятся в одной точке, друг друга не заметив.

Очень хорошим актерам Жазмин Тринке и Алессандро Борги выпала задача играть два-три возраста героев. Но заметные возрастные изменения в характерах или в темпоритме жизни не получились достаточно выразительными. Поэтому еще более трудная задача выпадает зрителям: они должны бдительно следить за подбородком героя. Если тот украшен модной бородкой, значит, миновали десять лет, а если чисто выбрит - стало быть, мы опять в прошлом. Именно такой прием, по замыслу режиссера, должен стать для нас опознавательным знаком переживаемого времени.

Интересно придумано взаимодействие личной и профессиональной жизни героев. Темпераментная Анна - автор серии комиксов "Супергерои", и в жизни ее персонажей отражаются, комически преломляясь, иллюзии и их крах, моменты трудного выбора, потери и обретения, случившиеся с ней в реальности. Ее прямая противоположность, рациональный Марко - физик, доцент университета; в лекциях он отстаивает теорию иллюзорности времени, но и эти лекции то и дело становятся выплеском энергии, наработанной в личной жизни. Так, момент очередного конфликта Анны и Марко отражен в наглядном эксперименте, когда двое студентов, парень и девушка, отходят друг от друга, натягивая резиновую ленту, - и чем дальше они отходят, тем с большей силой лента влечет их друг к другу. Весь этот фильм - захватывающий трактат о хрупкости, но и прочности упрямой любви. Даже если этот союз - единство противоположностей ("Мне нужно было ее безумие, чтобы не сойти с ума", - объясняет свою страсть Марко). Вообще, реплики, которыми фехтуют персонажи фильма, звенят, как шарики пинг-понга, и вполне могут стать крылатыми афоризмами.

Переброски во времени не формальны - они и делают линейную историю со всеми алогичными метаниями героев предметом художественного анализа. Думаю, каждый зритель/зрительница найдет в этой истории созвучное пережитому, даже получит в награду утешение, мудрый совет, спасительный философский тезис. От картины Лелуша фильм Дженовезе отличает только эта склонность к теоретизированию: умозрительность причудливо сочетается с обнаженной эмоциональностью - смесь взрывная, и герои не стесняются мелодраматического выплеска отчаяния и слез. И, конечно, здесь был расчет на уникальную "химию", ощущаемую во взаимодействии Алессандро Борги и Жазмин Тринки - оба принадлежат к числу самых сильных и востребованных актеров современного итальянского кино. Эта "химия" - мощная энергия взаимного тяготения и отталкивания - объясняет самые нелогичные, казалось бы, поступки персонажей. Важно присутствие третьего персонажа - Пилар, бывшей жены героя, кардиохирурга; под ее скальпелем волею судеб окажется человек, которого она продолжает любить (в этой роли необыкновенно хороша Грета Скарано).

Актрисе Анук Эме, сыгравшей в фильме "Мужчина и женщина", исполнилось 90 лет

Редко какому современному фильму удается так рельефно обрисовать сложность реальной жизни, почти не оставляя необъяснимых лакун. Естественно и без дидактики вошли в картину мотивы, сопровождающие существование каждого из нас. Мотивы семейного счастья и семейного долга. Вопрос о детях, приносящих множество хлопот. Вопрос о ревности, расставляющей влюбленным опасные ловушки. Вопрос о том, как личность продолжается и становится бессмертной в творчестве, в учениках, в ребенке. Все это в фильме присутствует, сообщая ему измерения реальной жизни: мы ее проживаем вместе с героями в течение двух часов, вместивших в себя два десятилетия трех человеческих судеб.

Присутствует здесь и прекрасный мотив современной "жизни без границ", когда весь мир с многозвучием его культур словно бы принадлежит тебе. Главное действие происходит в Милане, оно может переместиться на захватывающие дух кручи южной Италии, в кварталы "северной Венеции" - Копенгагена, где преподает Марко. Обдуманно интернационален саундтрек, включивший вечнозеленые мелодии от Лореданы Берте и Патрика Эрнандеса до Ультимо (Никколо Мориконе), чей сингл дал название фильму.

Премьерные показы фильма в Москве и Петербурге пройдут 28 и 29 апреля, на экраны кинотеатров картина выйдет 5 мая.

Мировое кино