27.04.2022 17:55
Экономика

Из магазина App Store исчезли приложения российских авиакомпаний

Текст:  Дарья Худякова
Российская газета - Столичный выпуск: №93 (8741)
Из магазина App Store исчезли приложения "Аэрофлота" и Utair, сообщили в компаниях.
/ RITCHIE B. TONGO/ EPA
Читать на сайте RG.RU

"Просим пассажиров не переустанавливать приложение из-за отсутствия возможности повторного скачивания в магазине приложений App Store", - заявили в "Аэрофлоте". Пользователям советуют не удалять приложение, так как скачать его заново будет невозможно. Также недавно стало известно, что сотрудников российских авиакомпаний отключают от платформы myIDTravel, сервиса, который позволяет покупать билеты с большими скидками.

Проблемы с зарубежными сервисами были ожидаемы. Ранее минтранс предложил запретить российским авиакомпаниям использовать иностранные системы оформления авиабилетов, чтобы снизить риски дестабилизации авиаперевозок на фоне санкций. "Деятельность, связанная с разработкой, созданием и эксплуатацией автоматизированной системы оформления воздушных перевозок... должна осуществляться на основе отечественных компонентов организациями-резидентами РФ", - разъяснили в министерстве положения проекта постановления правительства. Сейчас крупнейшие российские авиакомпании пользуются в основном услугами иностранных провайдеров систем бронирования.

Основные зарубежные системы бронирования - американские Sabre и Navitaire, испанский Amadeus. После введения западных санкций против России Sabre и Amadeus расторгли дистрибьютерские отношения с "Аэрофлотом".

В России есть две системы бронирования авиабилетов: Leonardo и "Онлайн резервейшн систем" (ОРС). Компании Red Wings, UTair, "Руслайн" и "Ямал" пользуются российской Leonardo, продуктом "РТ-Транском", совместного предприятия "Ростеха" и "Сирены-Трэвел". В начале апреля в "Ростехе" заявляли, что готовы обеспечить переход российских авиакомпаний на отечественную систему бронирования билетов. "Аэрофлот", S7 и "Уральские авиалинии" до июня 2022 года могут заключить договоры с отечественными провайдерами, сообщал источник агентству "Интерфакс". Выбранные подрядчики, как ожидается, подготовят план по переходу авиакомпаний на российские системы до 30 октября 2022 года.

Минтранс предлагает запретить использование зарубежных систем оформления авиабилетов

Разговор о переходе на отечественное ПО идет несколько лет, но только сейчас многие участники рынка начинают понимать всю серьезность проблемы, заявлял ранее замгендиректора "Ростеха" Александр Назаров. Использование зарубежных систем может привести к утечкам чувствительной информации, сбоям и коллапсу отрасли пассажирских авиаперевозок, считает он. В "Ростехе" отмечают, что тарифы Leonardo ниже импортных аналогов.

В компании ОРС также отметили рост спроса на их систему. Недавно ОРС выиграла тендер для S7 и "Цитрус". Однако, как отмечали в компании, процесс перехода на российские системы технологически сложен.

Базы данных глобальных систем бронирования находятся в других странах и при регистрации любого пассажира даже на внутрироссийский рейс его персональные данные уходят за границу, поясняет руководитель портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. При этом такие данные не доступны российским структурам. "А главное, что нас могут в любой момент отключить от глобальной системы, и тогда мы даже не сможем летать внутри страны. Например, надо вернуть билеты, а кому возвращать - не будет этих данных", - говорит эксперт. Точно так же, как нас лишили возможности пользоваться приложениями, могут отключить и от сервисов для покупки билетов, замечает он. В России действуют отечественные системы, так что есть на что переходить. Нужно построить дата-центры, но это вопрос финансирования, он решаемый, отмечает Гусаров.

Авиатранспорт "Аэрофлот"