Компания Renault объявила о приостановке своей деятельности в России 23 марта. После этого обсуждались различные варианты передачи ее доли в российском автомобильном концерне. В числе возможных покупателей акций назывались в том числе китайские и корейские компании. Глава минпромторга Денис Мантуров развеял слухи. Участие китайских и корейских предприятий в капитале АвтоВАЗа не обсуждалось, заявил он.
"Renault действительно из-за дефицита средств на поддержание работоспособности или деятельности своих подразделений в России принимает решение передать акции АвтоВАЗа и "Автофрамоса", - сказал Мантуров (цитата по "Интерфаксу"). Акциями АвтоВАЗа будет владеть НАМИ, который обратно отдаст акции, если французская компания примет решение вернуться, добавил глава минпромторга.
Также в пользу Москвы будет передана доля акций в московском автозаводе ЗАО "Рено Россия" (бывший "Автофрамос"). Основан он был в конце 1990-х годов как совместное предприятие. Затем его переименовали в ЗАО "Рено Россия", а долю акций Renault к концу 2012 года довели до 100%.
Консервировать производство в Москве, где выпускались модели Duster, Kaptur, Arkana и Nissan Terrano, не планируется. Предполагается, что основные производственные платформы сохранятся. Но логистику и поставщиков компонентов придется поменять прежде всего на российских, отметил Денис Мантуров. На мощностях ЗАО "Рено Россия" будут выпускать другие автомобили.
Формально акции в АвтоВАЗе передадут НАМИ за один рубль. Но если за предстоящие годы в российский автомобильный концерн будут сделаны инвестиции, это учтут в стоимости обратного выкупа акций, пояснил глава минпромторга.
Новое руководство АвтоВАЗа, по словам Мантурова, будут назначать НАМИ совместно с "Ростехом". Планов национализации или выкупа доли акций в АвтоВАЗе не было. Но в поставках есть сбои, бесконечно ждать нормализации ситуации невозможно, потому приходится искать возможности, чтобы наладить работу предприятия, отметил Мантуров. Он призвал и других автопроизводителей не тянуть с решением.
АвтоВАЗ продолжит работать, но выпускать прежнюю линейку автомобилей уже не получится, считают эксперты. "В группе риска оказались не только грядущие новинки завода - Lada C-SUV (аналог Dacia Bigster), Vesta новой генерации и другие, но и ряд существующих моделей, например Largus и даже Xray, для производства которого импортозамещение реализовать очень сложно", - говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
Партнерские отношения между отечественным производителем и Renault вряд ли будут завершены, говорит эксперт. Возможно, сотрудничество продолжится в виде поставок машинокомплектов моделей, которые основаны на агрегатах Renault или комплектующих. Пока непонятно, оставляют ли французы конвейерную линию и технологии, замечает Мигаль. "Если все останется, возможно, модельный ряд никак не поменяется, просто АвтоВАЗ станет независимым, а какие-то мощности заменят китайскими машинами", - добавил он.
Если говорить о той линейке автомобилей, которую традиционно производит сам АвтоВАЗ - это Lada Granta, Lada Vesta и другие модели, - она поменяется не сильно, эти автомобили будут производить, говорит автоэксперт Игорь Моржаретто. Уйдут, скорее всего, модели Renault, которые собирали на заводе, а также модели, сделанные на базе Renault, то есть Lada Largus и Lada Xray.
Также на АвтоВАЗе собирали Renault Sandero и Renault Logan. Это производство вряд ли сохранится. Даже если Renault передаст лицензию на производство, все равно будут проблемы с поставками комплектующих из Европы, замечает эксперт. Не будет и нового модельного ряда, так как его предполагалось построить на платформе Renault. Прекратится выпуск таких моделей, как Duster, Kaptur, Nissan Terrano.
Впрочем, пока официально об уходе Renault из России объявлено не было, замечает Моржаретто.