Во многом нынешняя ситуация напоминает пандемийный 2020 год. Поэтому так же, как и тогда, предпринимателю надо выбрать ключевые направления деятельности и отсечь лишнее. Нужно сфокусироваться на основных ресурсах, оптимизировать штат, сформировать кризис-команду, с которой ты готов идти "в огонь и воду".
Сегодня нельзя позволить себе не задаваться вопросом, кто наш клиент, нельзя не уделять внимание анализу конкурентов. Ревизия необходима. Важно понимать, какие покупательские сценарии более актуальны. Нужно видеть, что будет пользоваться спросом в первую очередь, что - во вторую, а от чего люди и вовсе откажутся.
Пора перестраиваться. Сейчас главное умение предпринимателя - проявлять гибкость. Времена, когда большие съедали маленьких, уходят. В наши дни чаще происходит другое: быстрые съедают медленных.
Нужны совершенно новые продукты. И многие варианты успешных действий продемонстрировал 2020 год.
Так, одну из компаний мы во время кризиса сфокусировали на интернет-продажах. Сегодня у этого предприятия остался только один офлайн-магазин из бывшей сети и склад. При этом настолько классно отлажены бизнес-процессы, что компания на подъеме. Просто она не стала вкладываться в неактуальные для рынка каналы продаж.
Еще один пример - кафе китайской кухни. Общепит в целом сильно тряхнуло во время пандемии. Что сделали все? Организовали доставку, подключили формат "еда с собой". А это кафе открыло отдельную точку только навынос. Для этого в компании провели ребрендинг меню: изменили ассортимент, размер порций, добавили готовые сеты. Теперь у них два формата и два разных клиента.
А есть и другие истории. Порой стремление работать со всеми группами покупателей, отсутствие фокуса на целевой аудитории и нежелание вовремя перестраиваться приводили к значительному снижению объемов продаж. В результате бизнес оказывался на грани закрытия.
Интересные перспективы открываются для самозанятых и микробизнеса. Например, у людей все чаще будет возникать вопрос: "Что дешевле - отремонтировать старое или заменить его на новое?". Значит, окажутся нужны услуги по ремонту техники, автомобилей и так далее. Ателье тоже вновь станут актуальными. Ведь люди всегда хотят хорошо выглядеть.
Сейчас экономика страны будет направлена в сторону востока, в частности, Китая. Это значит, что логистика развернется на Дальний Восток. Хабаровский край станет неким распределительным хабом. Я верю, что геополитическое расположение этого региона может быть стратегическим преимуществом.
Сегодня мы не до конца понимаем, чего ожидать в будущем. Но бездействовать нельзя. Когда мы едем за рулем и попадаем в туман, мы ведь предпринимаем какие-то действия? И в бизнесе тоже есть необходимые шаги при попадании в зону тумана. Ждать, что он рассеется и все будет как раньше, - главная ошибка.