Проблему обновления авиапарка санкции обострили до предела. Средний возраст наших пассажирских самолетов, включая иномарки, составляет 16,8 года. Среднемировой показатель - 11,4 года. В него "укладываются" турбовинтовые самолеты на 60 и более пассажиров, а также узкофюзеляжные вместимостью более 120 кресел. В то же время в некоторых авиакомпаниях летают Ан-24 и Ан-26, срок эксплуатации которых перевалил за 35-40 лет.
Есть и другая статистика. Так, крупнейший российский авиаперевозчик имеет один из самых молодых самолетных парков в мире: средний возраст его машин - всего около пяти лет. Итак, на что можно рассчитывать авиаперевозчикам и пассажирам? Всем понятно: обновление парка напрямую связано с заменой крылатых иномарок на "русаков" - "Суперджет", МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил-96, "Байкал" и других. Программа госзаказа на воздушные суда отечественного производства до 2030 года предусматривает поставку 583 современных самолетов, в том числе для региональных перевозок. Глобальная цель - сохранить статус России как мировой авиационной державы.
SSJ 100
Количество отечественных самолетов Sukhoi Superjet 100 оценивается в 150. "Коренным русаком" его назвать сложно: изначально импортных комплектующих около 80%. Но с каждым годом, по оценкам экспертов, эта доля снижается. В ближайшее время самолет начнут собирать практически полностью из отечественных. Первый образец SuperJet New уже в цеху завода в Комсомольске-на-Амуре: к установке двигателей ПД-8 на лайнер все готово. К 2023 г. самолет должен встать на крыло.
В этом году, по словам главы минпромторга Дениса Мантурова, Россия построит 19 самолетов SSJ 100: вся зарубежная комплектация для них есть. Еще часть бортов - так называемые белые хвосты. Это машины, которые ранее не были реализованы заказчиком. "Мы их сейчас доводим до летной годности, и они будут также поставлены нашим российским эксплуатантам", - говорит Мантуров. А в 2024 г. планируется наладить производство импортозамещенного SuperJet New - по 20 лайнеров ежегодно.
МС-21
Санкции затормозили серийное производство новейшего МС-21. Это создало дополнительные трудности, но и предоставило шанс создать действительно российский самолет с полностью российским "лицом". Идет работа по сертификации МС-21 с российским двигателем ПД-14. "Надеемся, что сейчас под те сроки, которые мы поставили, мы вместе с коллегами-двигателистами максимально сожмем программу и получим одобрение сертификата типа с новым двигателем в максимально сжатые сроки", - сказал в интервью "Россия 24" генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
На лайнере установлено крыло, полностью изготовленное из российских композитов. ОАК и ЦАГИ провели важнейшие испытания: чтобы подтвердить прочность кессона крыла, его подвергли разрушающим нагрузкам, которые в полтора раза превышают возможные в реальном полете. "Будет хорошее крыло - будет хороший самолет, - подчеркивают специалисты. Экспериментально доказано, что основной силовой элемент крыла - кессон - обеспечивает прочность и безопасность при самом неблагоприятном сочетании условий полета. Поставка первых МС-21 с отечественными комплектующими планируется в 2024 г. О том, как воспринимают появление МС-21 зарубежные эксперты, "РГ" рассказал гендиректор Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко: "Показательно мнение Джоанны Бейли, управляющего редактора портала Simple Flying, которая тесно сотрудничает с IATA, AviaDev, различными авиакомпаниями и поставщиками. Как она считает, MC-21 должен стать достойным соперником двоевластию гигантов. У него есть неоспоримое преимущество - дополнительное пространство. Ширина салона МС-21 составляет 4,06 м, что делает его самым широким узкофюзеляжным самолетом в мире".
Ил-114-300
ПАО "Ил" в течение нынешнего года планирует завершить весь объем необходимых работ и испытаний по модели Ил-114-300 и в марте 2023 г. сертифицировать ее. Это полностью отечественный пассажирский турбовинтовик, который сможет обеспечить авиационную мобильность населения в труднодоступных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири.
На старте программы аналитики оценивали рынок в объеме ста самолетов. Но за счет спецверсий потенциальная потребность может быть увеличена до 150 машин. Ил-114-300 может эксплуатироваться в регионах со слабой аэродромной инфраструктурой и сложных климатических условиях. В ОАК отмечают: он заменит на внутренних авиалиниях выбывающие из эксплуатации самолеты семейства Ан-24 и Ан-26 и станет альтернативой импортным самолетам аналогичного класса.
"Байкал"
Проектировать ЛМС-901 "Байкал" начали в конце 2019 г. В январе 2022 г. состоялся первый полет в Екатеринбурге. Машину создавали как новый летающий "внедорожник" для малой авиации. Сказать, что интерес к нему огромный - не сказать ничего. Видели, как нарасхват был на авиасалоне в Жуковском главный конструктор Вадим Демин.
- Используя современные методы весовой, цифровой оптимизации, мы постарались сделать самолет, который можно эксплуатировать с тех же площадок, что и Ан-2. Но при этом "Байкал" имеет крейсерскую скорость в полтора раза выше: вместо 200-300 км в час, - говорит Вадим Юрьевич. - Материалы все отечественные.
По сравнению со своим предшественником "Байкал" обладает меньшими габаритами, большей скоростью и возможностью дольше летать без дозаправки. Дальность полета - не менее 1500 км. Будет работать при температурах от -50 до +55 и использовать грунтовые аэродромы.
Ил-96 и Ту-214
ОАК запустила производство 20 узкофюзеляжных Ту-214, которые должны заменить иномарки. А в апреле "Ростех" заявил о планах построить 70 машин этого типа до 2030 г.
Вместе с тем строительство первого пассажирского самолета Ил-96-400 завершится в 2022 г. При необходимости он может быть запущен в ограниченную серию для гражданской авиации, - цитирует вице-премьера РФ Юрия Борисова РИА Новости. "До этого у нас выпускался Ил-96-300 для летного отряда "Россия", военных ведомств, перевозки главы государства и председателя правительства", - отметил он.
Ил-96-400М является глубокой модернизацией самолета Ил-96-300. Может взять на борт до 370 пассажиров. По показателям надежности, безопасности и экономичности эта машина стоит на одном уровне с мировыми аналогами.
На отечественных самолетах всегда летали члены правительства. "И мы гордимся этим, - говорил в интервью "РГ" великий авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, академик Генрих Новожилов. - Ил-18 был любимым самолетом Хрущева, Ил-62 - Брежнева". К слову, первый по-настоящему президентский борт сделали в США на базе Boeing 747. "Полноценный аналог американского борта N 1 удалось создать лишь с появлением Ил-96", - вспоминал Генрих Новожилов. Наши конструкторы не просто решили все задачи: в чем-то наш борт N 1 оказался даже более совершенен.
Специальными правительственными самолетами летают руководители всех государств мира. Однако большинство вынуждено пользоваться зарубежной авиатехникой. Так что нам есть чем гордиться: высшие должностные лица России и сегодня продолжают летать на отечественной авиатехнике.