Он наденет свой праздничный пиджак и бережно проведет рукой по наградам, за каждую из которых рисковал жизнью. Среди них есть солдатский орден Славы, медаль "За отвагу" и десятки других. Кроме них хранит семья ветерана и 30 благодарностей от ставки.
"Вам приказом Главнокомандующего, Маршала Советского Союза товарища Сталина от 29 июля 1944 года объявлена благодарность за отличные действия в боях по окружению и уничтожению Бобруйской группы немецких войск и освобождение города Бобруйска. Командир части Люсягин", - написано в одной из них.
Такие же благодарности у сузакского ветерана есть за освобождение Гомеля, Остроленки, Волковыска и еще десятка других городов и сел.
Ташибай Аширов на фронт ушел в 1943-м добровольцем. Служить ему пришлось в пехоте 1-го Белорусского фронта под командованием легендарного маршала Георгия Жукова.
- Тогда, в 1943-м, ход войны удалось переломить, и это поднимало боевой дух солдатам Красной Армии, - рассказал аксакал. - Сознание того, что нам удалось сломить фашистов, которые победили страны Европы, придавало сил. Мы рвались в бой и не думали о смерти, нам просто хотелось гнать и гнать гитлеровцев с нашей земли. Помню, как освобождали Бобруйск. Это было в конце июня 1944 года. Наши дрались с такой злостью, что, казалось, пули отскакивали от них. Атака шла за атакой, и так пять дней. Я видел, как погибали мои однополчане. И в следующей атаке я шел мстить за них. Эту операцию тогда назвали "бобруйский котел". В нем было уничтожено шесть вражеских дивизий девятой полевой армии противника, в общей сложности примерно 40 тысяч человек.
В том кровавом бою Ташибаю Аширову удалось уничтожить почти десяток фашистов. За этот подвиг он был награжден орденом Славы.
В памяти ветерана сохранились все города и села, за которые он воевал и где погибли его товарищи. Одной из труднейших Ташибай Аширов называет операцию "Багратион". Советским войскам необходимо было форсировать реку Друть. Немцы построили на противоположном берегу укрепления, чтобы усилить оборону. Сломить сопротивление противника поэтому удалось не сразу. Многие товарищи Ташибая погибли. Ночью 24 февраля 1944 года начался очередной штурм. Тогда наконец советским воинам удалось захватить плацдарм и уже утром развить наступление.
- Ужасы той войны забыть невозможно, но то, что мы увидели при освобождении Гомеля, мне снилось долгие годы, - вспоминает ветеран. - Это был разрушенный до основания город. Сплошные руины. Я даже представить не мог, что здесь живут люди. А они выходили из руин, плакали, многие даже говорить не могли. Потом я узнал, что до войны здесь проживало около 140 тысяч жителей, а после фашистской оккупации осталось меньше 15 тысяч. Как они ликовали, когда увидели, что над полуразрушенным зданием городской электростанции, а после на пожарной каланче - единственных высотных сооружениях, которые уцелели на тот момент в Гомеле, - развеваются красные флаги.
День Победы Ташибай Аширов встретил в Берлине. В то, что войне наступил конец, не мог долго поверить ни он, ни многие его однополчане.
Вернувшись в родное село, молодой ветеран начал работать на самых трудных участках. Долго возглавлял бригаду механизаторов.
Прожив столетие, ветеран сохранил способность мечтать. Несмотря на почтенный возраст, Ташибай Аширов хочет еще раз пройтись по Красной площади в Москве. Два года назад, когда такая возможность представлялась, сделать это помешала неожиданно ударившая по планете пандемия.