Росавиация разослала в авиакомпании "превентивные" уведомления о возможности сбоев в работе GPS. Речь о каких-либо рисках отключения или искажения сигналов GPS на территории России не идет, подчеркнули в ведомстве. Не поступала также никакая информация о наличии сбоев или отказов наземного и бортового оборудования самолетов, использующего GPS. Поводом же для уведомлений перевозчиков послужила информация, полученная от Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). Там сообщили российской стороне о возможности возникновения сбоев сигналов GPS. Но даже если отключение или нарушение работы GPS на территории России все же произойдет, на безопасность полетов это не повлияет.
Система GPS не является единственным источником информации о местоположении воздушного судна. В 115 аэропортах России установлены станции, которые непрерывно мониторят состояние сигналов ГЛОНАСС и GPS. Все автоматизированные системы управления воздушным движением и наземные средства радиотехнического обеспечения полетов синхронизируются по сигналам отечественной глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.
Пассажиры, похоже, с позицией Росавиации согласны. Как заявили "РГ" представители агрегаторов Aviasales и OneTwoTrip, никакого снижения числа запросов или бронирований авиабилетов на фоне сообщений о возможных сбоях GPS не произошло. Брони также не отменяли.
Летать без GPS, конечно, можно, говорит руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко. Все самолеты обязательно оснащаются инерциальными системами навигации, которые получили хорошее развитие еще в СССР, поясняет эксперт. Такие системы не используют спутниковое наведение, то есть являются автономными. Но системы спутниковой навигации, такие как GPS, лишь добавляют комфорт в управление воздушным судном. Даже если GPS отключат, в России есть своя система спутниковой навигации ГЛОНАСС, основы которой закладывались в тот же период, что и GPS, заметил эксперт.
Полеты на российский Юг заметно подорожали
Стоимость перелетов в южные регионы выросла примерно вдвое по сравнению с прошлым годом. Повлияло закрытие воздушного пространства - из-за облетов путь в Сочи или в Калининград стал заметно длиннее. Но дорожают и другие направления.
"Очень много поступает обращений от пассажиров по поводу повышения цен на авиабилеты, в том числе по Сочи и Калининграду. Стоимость перелетов выросла примерно в два раза", - рассказал "РГ" председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По данным сервиса для бронирования авиабилетов Туту.ру, сейчас перелет из Москвы в Сочи на ближайшие даты эконом-классом без багажа обойдется от 9 тыс. рублей на человека в одну сторону. Те же цены выдает агрегатор OneTwoTrip. В 2021 году, как сообщали агрегаторы, перелет из Москвы в Сочи обходился в среднем в 6 тыс. рублей, то есть чек вырос в 1,5 раза. Сейчас вместо двух часов такое путешествие занимает вдвое дольше.
Облетать закрытое воздушное пространство Литвы самолетам приходится и по пути в Калининград. Сейчас такое путешествие из Москвы обходится от 6 тыс. рублей на человека в одну сторону. В 2021 году средний чек составлял 5,5 тыс. рублей, то есть стоимость выросла всего на 8%. При этом по другим маршрутам перелеты подорожали заметно больше. Так, сейчас перелет из Москвы в Минеральные Воды обходится от 9,5 тыс. рублей, тогда как в 2021 году стоил 5 тыс. рублей, в Махачкалу можно улететь минимум за 13 тыс. рублей, в 2021 году было 5,6 тыс.
Минтранс уже разработал проект постановления правительства об увеличении субсидий авиакомпаниям на перевозки в Калининград. Однако важны и другие направления, по которым доступность авиаперелетов резко снижается.