По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, на 1 января 2022 года в России работал 2161 кинотеатр (5709 кинозалов). Уже в марте падение финансовых показателей к аналогичному периоду 2021 года составило 44% по сборам и 49% по зрителям, а к марту 2019 года - 54% и 59% соответственно.
Это уже привело к закрытию кинозалов - на 18 апреля в стране зарегистрировано 3633 кинозала (работающим считается зал, где прошел хотя бы один сеанс за отчетные сутки). Таким образом к середине апреля закрытыми оказались 36,4% кинозала в стране.
В киноотрасли сегодня заняты порядка 55 тысяч россиян, из них 35 тысяч - в кинотеатрах, еще 20 тысяч - на кинопроизводстве.
Основной причиной нехватки репертуара стал уход крупных международных кинопрокатчиков из России. Индустрия ориентировалась на 8-10 премьер еженедельно. При этом, по словам источника "РГ" в индустрии, российское кино концентрировалось на зимнем периоде, когда за счет длинных выходных удавалось обеспечить максимальные сборы. Именно в Новый год выстреливали главные хиты - "Движение вверх", "Холоп", а также франшизы "Последний богатырь" и "Елки".
В остальное время репертуар заполнялся преимущественно международными релизами. В результате сейчас сложилась ситуация, когда кинотеатрам в предстоящий летне-осенний период нечего показывать. В прежние годы доля отечественного кино в сборах в летний период не превышала 3-5%. Именно это привело к резкому сокращению числа работающих кинозалов в марте-апреле 2022 года. Всего в ближайшие месяцы будет закрыта половина кинозалов, считает Ассоциация владельцев кинотеатров.
По словам управляющего партнера киносети С5, члена совета Ассоциации владельцев кинотеатров Алексея Воронкова, до декабря 2022 года чистый операционный убыток индустрии составит 11,5 млрд рублей. "Основная проблема - нехватка оборотов в течение ближайшего полугода для покрытия текущих расходов. И кредитными деньгами этот вопрос не решить, так как все кинотеатры уже закредитованы по программе господдержки кино, да и ни один банк сейчас не будет кредитовать убыточный бизнес", - сообщил он.
Расширить репертуар за счет азиатского или индийского кино не получится - оно способно обеспечить не более 10% кассовых сборов. Не поможет и повторный прокат классических российских и советских картин - это слишком нишевая мера. Самые успешные примеры - фильмы "Брат" и "Брат 2", собравшие 100 млн рублей. "Что это в масштабах страны? И это единственный такой пример. Все остальное - 1 млн, 1,5 млн, 3 млн", - говорит Воронков.
Не стоит рассматривать и схемы с "параллельным импортом" цифровых копий фильмов, говорит адвокат бюро "Юрлов и партнеры" Глеб Ситников. Сомнительно выглядит и схема с частными показами.
"На данный момент никаких изменений в закон, разрешающих использование объектов авторского права без разрешения правообладателей, не введено. Это касается и фильмов. С точки зрения закона показ фильма в обычном или онлайн-кинотеатре - это публичный показ. Без согласия правообладателя (как правило, это киностудия, выпустившая фильм) этого делать нельзя. Неофициальный дубляж фильма, сопровождение субтитрами - это переработка, которая также недопустима без согласия правообладателя", - говорит Ситников.
Единственным выходом из сложившейся ситуации участники рынка считают срочные меры господдержки. В частности, среди предлагаемых мер есть субсидии на фонд оплаты труда, арендных платежей, коммунальных расходов, оплату проката российских фильмов по методике 2020 года (в объеме не менее 6,5 млрд рублей на период до 1 сентября).