Мы оба получили сообщения из Чехии от Вацлава Билицкого. "Спасибо за освобождение Чехословакии. Наш музей продолжает свою деятельность. Дружба никогда не заканчивается!" - написал он и приложил несколько фотографий.
Музей Билицкого - уникальный, такого, наверное, нигде больше нет. В нем 400 образцов разной пиротехники: от патронов и ручных гранат до ракет класса "воздух-воздух". С экспонатами у Вацлава проблем никогда не было: за четверть века в этих лесах обнаружено и уничтожено 50 тысяч снарядов, 500 авиабомб и 100 тысяч ручных гранат. Здесь побывали гости из пол-Европы: британцы, французы, немцы, русские. Приезжала супруга президента Земана, были послы, депутаты, политики...
Сам бывший сапер настаивает, что центральная часть его экспозиции посвящена подвигу советских воинов из 1991 года. Тогда, в 1991-м, Вацлав Билицкий совершил настоящий подвиг. Будучи сапером-криминалистом полицейского управления на севере Чехословакии, он проезжал на своей служебной машине мимо советской воинской части, когда услышал за забором звук взрыва.
Тем утром 9 января танковый батальон мотострелкового полка готовил технику к предстоящей погрузке на железнодорожные платформы: войска покидали Чехословакию. Все танки были с полным боекомплектом. До сих пор не ясно, что стало причиной возгорания в Т-72 за номером 618. Танкисты отбуксировали машину из бокса и попытались справиться с огнем подручными средствами. Однако внутри сдетонировали боеприпасы: взрыв был такой силы, что башня весом 10 тонн улетела на 78 метров. На месте бронированной машины осталась лишь груда обломков. Погибли почти все, кто находился рядом: три офицера, 14 солдат и сержантов.
Еще через несколько минут к воротам воинской части подъехала красная "Нива" с местными номерами. Позже Вацлав Билицкий рассказывал:
- За время своей службы я не раз встречался со смертью, но тут был случай особый. Горела разлитая по земле солярка. Кругом валялись разорванные взрывом тела убитых, стонали раненые, бегали обезумевшие солдаты. Но я понял, что самое страшное еще впереди. В горевшем танке сдетонировали только три снаряда из 32 имевшихся в наличии. И теперь могла наступить очередь остальных - они веером лежали на дне неглубокой воронки, и к ним подступал огонь.
Если бы взорвались эти снаряды - кумулятивные, осколочные, бронебойные, - то от всей воинской части, да и от всего городка не осталось бы ничего.
Билицкий отогнал подальше от воронки солдат, крикнув, чтобы быстрее обеспечили воду, а сам стал лопатой сдвигать снаряды в безопасное место. Он это делал, пока не подоспели пожарные, струей воды они загасили горевшее топливо, потом приступили к тушению пылавших построек танкового парка.
...Через какое-то время капитану позвонили из МВД: "Тебе тут русские орден дали. Но ты подумай, надо ли брать его из рук оккупантов"? Намек был более чем прозрачный: примешь награду - значит, останешься без работы и без пенсии.
Выйдя на пенсию, Вацлав организовал в своем доме и на прилегающем к дому участке музей пиротехнических средств и мемориал в память погибших солдат. Там, в саду, рядом с цветущей магнолией установлена малая башня от того взорвавшегося танка. Там он высадил аллею из 17 японских тополей - по числу ребят, что не вернулись домой. Японских, потому что считается: корни этого дерева уничтожают тротил в почве. А здесь кругом такого добра много.
В 2018 году приказом министра обороны Сергея Шойгу Вацлав Билицкий награжден медалью "За увековечивание памяти погибших защитников Отечества", которую ему и вручили в российском посольстве.
Остались в Чехии и такие люди.