Вот характерный пример - ситуация с сахаром. Житель Липецка лучше обеспечен зерном и сахаром, чем, скажем, житель Алма-Аты. Беларусь, в свою очередь, производит сахара в два раза больше, чем потребляет, излишки идут на экспорт в Казахстан и Россию. С другой стороны, не в каждой из стран ЕАЭС модно производить высокоурожайные семена сахарной свеклы: климат, как говорится, не тот. Между тем эти дефицитные семена еще с советских времен с успехом выращивают в Кыргызстане.
- Думаю, что здесь и может возникнуть реальная кооперация, настоящий синергетический эффект, - считает Артак Камалян.
По оценке министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Игоря Брыло, проблема продовольственной безопасности в республике полностью решена с 2010 года. Он считает, что главный на сегодня вопрос как раз в том, чтобы реализовать на экспорт излишки продукции. На данный момент из Беларуси более 60 процентов всего производимого молока и более 35 процентов мяса уходит на экспорт.
По данным портала "Внешняя торговля России", в 2021 году импорт РФ из Беларуси сильнее всего вырос в таких товарных группах, как "Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности" (на 105,37% по сравнению с 2020 годом), "Продукция мукомольно-крупяной промышленности" (61,87%), "Съедобные фрукты и орехи" (50,12%).
Экспорт России в Беларусь, соответственно, больше всего подрос по товарным группам "Злаки" (183,38%), "Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды" (73,86%), "Мясо и пищевые мясные субпродукты" (65,31%).
- Для укрепления продовольственной безопасности в рамках ЕАЭС и Союзного государства необходимо использовать все имеющиеся ресурсы, - считает президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов. - Нельзя ограничиваться только потенциалом, который имеется в распоряжении государственных организаций и профильных министерств, Российского экспортного центра. Необходимо активнее привлекать негосударственные структуры, как это делается во всем мире. В их число входят региональные торгово-промышленные палаты и объединения экспортеров. Кстати, этот подход справедлив не только в рамках Союзного государства, но и в рамках ЕАЭС.
Стоит отметить, что в прошедшем году, по данным Глобального индекса продовольственной безопасности, который готовят аналитики The Economist Intelligence Unit при поддержке Corteva Agrisciencе, Россия поднялась в этом авторитетном рейтинге на 23-е место из 113 государств мира. Республика Беларусь в этом же рейтинге находится на почетном 36-м месте. В 2020 году по наличию продуктов питания Россия находилась в глобальном рейтинге на 34-м месте, а по их качеству и безопасности - на 30-м. Аналогичные показатели в Беларуси - 28-я и 26-я строчки. Как говорится, хороший результат.
- Россия и Беларусь в рамках Союзного государства специализируются на достаточно широкой номенклатуре продовольственных товаров. Это важно. Но важно и искать резервы. В сегодняшней ситуации просто необходимо углублять специализацию, которая будет позволять экономить на издержках и поставлять на рынки то, чего в своем государстве в достатке. При этом следует учитывать, что достижение продовольственной интеграции в рамках ЕАЭС - достаточно длительный и непрерывный процесс. Конкретные сроки назвать сложно, нужно определять стадии, работать по ближайшим и конкретным целям интеграции в сфере продовольствия. Реальнее всего - это периоды в три года - пять лет, - считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
Вопросы продовольственной безопасности важны не только для Союзного государства. Генсек ООН Антониу Гутерриш на заседании Совета Безопасности заявил о том, что сложившаяся непростая ситуация требует возвращения продуктов и удобрений из России и Беларуси на мировые рынки.