"Техническим комитетом по стандартизации "Дорожный транспорт" (секретариатом является ФГУП "НАМИ") запланирована разработка государственного стандарта, определяющего базовые требования безопасности и методы испытаний электрических средств индивидуальной мобильности. Он установит общие требования к безопасности таких средств передвижения. А также к наличию у них тормозных систем, системе идентификации на дороге, прочности конструкции, наличию звуковых сигналов и прочего, пояснили "РГ" в минпромторге.
Именно этот ГОСТ, когда он будет принят, станет первым документом, который позволит сертифицировать СИМ. Госавтоинспекция давно настаивает на необходимости их сертификации. Дело в том, что сейчас никаких правил и требований для этой техники, а также их пользователей не существует.
Они есть, но только в пределах, предусмотренных для пешеходов. В то же время технические характеристики позволяют владельцам СИМ ездить почти со скоростью автомобилей. При таких скоростях на тротуарах им делать нечего, однако они беспрепятственно по ним передвигаются. Нечего им делать и на дорогах, если те, кто ими управляет, считаются пешеходами.
Впрочем, многие сотрудники ГИБДД считают, что если у такой техники мощность двигателя выше 0,25 кВт, то это мопеды. А для управления ими нужны права, хотя бы категории "М". Права любой другой категории тоже подойдут. Управлять мопедами можно с любой открытой категорией в водительском удостоверении.
Но если мощность двигателя на таком транспортном средстве превышает 4 кВт, то это вообще мотоциклы. Судебная практика в большинстве своем поддерживает это мнение. Но вот беда, как установить мощность того или иного электросамоката или моноколеса?
Чтобы таких вопросов не возникало, и нужна их сертификация. Проект ГОСТа предусматривает маркировку такой техники, сообщает "Коммерсантъ". В ней должны быть указаны производитель, класс, максимальная скорость, год производства, мощность, максимально допустимая масса. То есть с идентификацией класса и мощности такого транспорта проблема будет решена.
Кроме того, проект стандарта требует обязательного ограничения максимальной скорости такого транспорта еще на этапе выпуска в обращение - 25 км/ч. При этом техника должна иметь систему спутникового контроля, чтобы была возможность понижать ее скорость принудительно до 6 км/ч в пешеходных зонах. Все это сейчас применяется на электросамокатах кикшеринговых компаний. Хотя есть сомнения, что удастся заставить китайских производителей такой техники выполнять эти требования. А если они выполнены не будут, то и техника на российский рынок не попадет.
Еще одно интересное требование - это возможность запуска двигателя только с помощью двух разных действий. Сейчас встал на самокат, нажал ручку газа и поехал. Но после введения ГОСТа, по всей видимости, помимо ручки газа, потребуется нажать что-нибудь еще, чтобы тронуться. Например, какую-нибудь отдельную кнопку.
Проект этого стандарта предусматривает даже требования к колесам такой техники. Они не должны быть меньше 12,5 см. Напомним, что согласно ГОСТу, который устанавливает требования к дорогам, ямы на них не могут быть глубиной более 5 см. Но это почти половина колеса самоката. То есть попадание в яму, соответствующую ГОСТу, очевидно грозит падением, возможно, с тяжелыми последствиями. Чтобы безболезненно проехать такую яму, требуется, чтобы размер колеса был более 15 см. И чем больше, тем лучше.
Однако помимо стандартизации такой техники, необходимо все-таки установить и правила ее использования. Минтранс разработал соответствующий проект поправок в Правила дорожного движения. В частности, они также ограничивают скорость передвижения этой техники до 25 км/ч. Кроме того, они устанавливают возможность передвижения на этих машинах в зависимости от их веса. Так, например, электросамокатам тяжелее 35 кг предлагается запретить движение по тротуарам. Также предлагается не допускать за руль этих СИМ людей моложе 14 лет.
Но принять эти поправки пока невозможно. Дело в том, что в результате административной реформы Правила дорожного движения попали в список нормативных актов, которые нельзя менять. Можно только полностью переиздать документ, отменив действие предыдущего. На разработку поправок в правила у минтранса ушло три года. На сколько затянется редактирование всех правил целиком - никому не известно.