В марте - начале апреля наблюдался резкий рост спроса на запчасти и расходники, россияне старались ускорить ремонт машин, опасаясь дефицита. Тогда интерес к расходникам вырос в 2,5 раза, а на моторные масла и вовсе был ажиотаж, спрос вырос в 3 раза. Сейчас спрос снизился, вернулся к уровню февраля, предложение сократилось на 10%.
"С укреплением рубля на некоторые виды запчастей произошло небольшое снижение цен относительно пиковых значений в марте. Но все равно с начала года автомобильные детали значительно подорожали. Мы полагаем, что стоимость запчастей и дальше будет расти, даже если курс валюты останется на том же уровне", - считает аналитик "Дрома" Алексей Гришин. Основная причина - удорожание цепочек поставок. К концу года цены на запчасти могут подорожать относительно января на 60-70%, считает он.
Как рассказывает Игорь Серебряков, директор департамента послепродажного обслуживания ГК "АвтоСпецЦентр", "если говорить об оригинальных запчастях, в наибольшем дефиците новые запчасти для кузовного ремонта - стекла, фары, бампера". "Недостатка в базовых расходных материалах (фильтры, колодки, диски) не наблюдается. Ситуация с деталями подвески (рычаги, амортизаторы, подшипники) также достаточно стабильная, данные запчасти доступны для автовладельцев. А вот с деталями к двигателям, коробкам передач и электронных блоков могут возникнуть трудности. В целом сроки поставок увеличены", - говорит специалист.
В то же время Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto, отмечает, что вслед за подорожанием запчастей увеличивается и стоимость ремонта автомобилей.
"Официальные автодилеры предлагают скидки и специальные предложения для постгарантийных автомобилей, чтобы сохранить клиентскую базу", - рассказывает он. По словам Мигаля, несмотря на нестабильную ситуацию, глобальных проблем с запчастями пока нет. "Renault, Skoda и Kia имеют достаточный запас запчастей, которых, возможно, хватит на этот год.
Если дистрибьюторы уйдут, то важно понять, насколько они готовы сохранить гарантийные обязательства. Соответственно в случае сохранения гарантийные запчасти будут поставляться еще три года. Плановые запчасти технического обслуживания могут продолжать существовать на рынке через продажи онлайн, иные пути поставок, если это возможно организовать, говорит эксперт.