Соглашения, о подписании которых в понедельник утром сообщил Минпромторг, подразумевают передачу 100% акций правительству Москвы от ЗАО "Рено Россия", завода, который по привычке иногда называют "Автофрамосом". Кроме того, 67,69% акций автоконцерна "АвтоВАЗ" переходят в собственность Российской Федерации в лице ФГУП "НАМИ". Остальные акции автоконцерна "АвтоВАЗ" сохранит ГК "Ростех". "Передача доли Группы Renault государству позволит обеспечить сохранение управляемости "АвтоВАЗа" и возможность продолжения работы предприятия в условиях санкционных ограничений. Так мы сохраним ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места", - прокомментировал подписанные соглашения министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Собственно, подобное развитие событий предполагалось и прежде. "Сегодня мы приняли трудное, но необходимое решение", - заявил рано утром гендиректор Renault Лука де Мео.
А вот новости от мэра Москвы стали настоящей сенсацией. Как сообщил Собянин, производить легковые автомобили под историческим брендом "Москвич" будут вместе с КАМАЗом. Крупнейший производитель грузовиков в стране станет технологическим партнером.
"Иностранный собственник принял решение закрыть московский завод "Рено". Это его право, но мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе и у его смежников", - отметил Собянин в своем блоге. По его словам, на первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе - и электромобилей. Кроме того, совместно с КАМАЗом и минпромторгом ведется работа над локализацией производства в России максимального количества автокомпонентов, отметил Собянин.
Какие именно "Москвичи" будут выпускать в столице, пока неясно. Готовых решений, очевидно, на данном этапе нет, если не использовать так называемый бейдж-инжиниринг - когда на новые Renault Duster или Logan просто повесят другие шильдики.
А вот с площадками "АвтоВАЗа" в Тольятти и Ижевске - более прозрачно. "В рамках существующих лицензий продолжится выпуск всей линейки автомобилей Lada на заводах "АвтоВАЗа". Также "АвтоВАЗ" будет осуществлять сервисное обслуживание автомобилей Renault на российском рынке", - заявил Денис Мантуров.
Проблема одна: "АвтоВАЗ" и под крылом французской компании практически простаивает с конца марта из-за отсутствия комплектующих. Переход под российскую юрисдикцию ничем в этом плане не поможет. Невозможно за короткий срок полностью перейти на локальное производство, уверены опрошенные "РГ" эксперты. В этом случае подспорьем может стать организация параллельного импорта, уверен гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль. Пока будут создавать собственные новые мощности, появится возможность приобретать необходимые запасные части, говорит он.
"Любой проект в современном автопроме вынужден встраиваться в мировые цепочки поставок. И это касается не только нашей страны. Создать на 100% локализованный автомобиль - очень дорого, и, скорее всего, подобное производство просто не окупится", - отмечает Мигаль.
Как предполагает директор по развитию автомобильного портала "Дром" Антон Серков, у "АвтоВАЗа" остается несколько сценариев развития. Первый озвучил минпромторг: предприятие продолжит выпуск автомобилей под контролем государства. "Закрыться ему попросту не дадут, однако объемы производства неизбежно пострадают. Очевидно, без участия Renault производство моделей Duster, Arkana и Kaptur станет невозможным. А степень локализации Lada не позволит "АвтоВАЗу" обойтись только российскими запчастями. При таком сценарии, скорее всего, автомобили будут собираться в том числе из китайских запчастей", - говорит Серков.
Согласно другому сценарию, в будущем активы "АвтоВАЗа" заинтересуют иностранных инвесторов, и они выкупят их у государства. К слову, таким покупателем может стать сам Renault, у которого есть шестилетний опцион по обратному выкупу. "Возможно, при стабилизации политической ситуации и улучшении инвестиционного климата концерн вернется в Россию", - полагает эксперт.
По мнению руководителя пресс-службы аналитического агентства "Автостат" Азата Тимерханова, в любом случае от каких-то проектов "АвтоВАЗу" придется отказаться - в частности, от создания Niva следующего поколения. Чуть проще с обновленной Vesta, ведь этот проект фактически уже готов, но, возможно, его придется отсрочить.
"Но в текущей ситуации для "АвтоВАЗа" даже важен не столько запуск новых проектов, сколько возможность выпускать действующие модели - чтобы предприятие могло функционировать и выплачивать сотрудникам зарплату. Если "АвтоВАЗ" сможет дальше выпускать Granta и Niva - отлично! В нынешних условиях их будут покупать даже в облегченных версиях (где по минимуму используются микрочипы), так как на рынке остается мало выбора среди моделей", - подчеркивает Тимерханов. К тому же цены на автомобили резко выросли (в среднем на 35-45%), а Granta и Niva остаются самыми доступными, добавляет он.
Важно отметить, что в минпромторге большую ставку делают на "НАМИ". Похоже, при сегодняшних раскладах именно исследовательский автомобильный и автомоторный институт призван обеспечить прорыв в импортозамещении.
"НАМИ" обладает значительным опытом в автомобильной промышленности и имеет современную научно-исследовательскую, опытно-производственную базу, которая позволяет успешно решать задачи в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств, а также выпуска продукции в области автомобилестроения", - подчеркнул Денис Мантуров.
Вчера же стало известно и о назначении нового директора Московского автозавода. Им стал бывший заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин. Москвич, он два десятка лет проработал в автомобилестроении, а в 2012 году мэр Москвы Сергей Собянин назначил его замруководителя департамента. Комментируя свое новое назначение, Дмитрий Пронин сказал: "Решение мэра Москвы Сергея Собянина позволит сохранить уникальный коллектив - на заводе работает 3800 специалистов. Кроме того, сохранение завода обеспечит работой около 40 тысяч производителей автокомплектующих по всей России".
Подготовила Любовь Проценко