Если в Европу придет жаркое лето, а ситуация с поставками из России не изменится или даже ухудшится, что вполне возможно, учитывая нестабильную ситуацию на Украине, то Евросоюз может столкнуться с серьезным дефицитом газа. Его будет не хватать не только для заполнения подземных хранилищ газа (ПХГ) для прохождения зимнего периода, но и для повседневного потребления.
В этом году по условиям договора Россия должна была прокачать через Украину минимум 40 млрд кубометров газа, приблизительно 110 млн кубометров в сутки. В начале мая объем прокачки через ГТС Украины дошел до 90 млн кубометров в сутки. Но после остановки украинской стороной приема газа на распределительной станции "Сохрановка" транзит сократился до 49 млн кубометров в сутки. В годовом объеме это 17,9 млрд кубометров газа. По "Турецкому потоку" в ЕС отправляется 15,75 млрд кубометров газа, по "Северному потоку" - 55 млрд кубометров. Ранее роль балансирующего маршрута выполнял газопровод "Ямал - Европа" мощностью 32,9 млрд кубометров, проходящий через Польшу. За счет него "Газпром" мог резко увеличить поставки на Запад при необходимости, но с 12 мая транзит российского газа по польской территории был остановлен.
Наиболее напряженная обстановка может сложиться в Центральной и Южной Европе. При этом крупнейший потребитель российского газа - Германия - полностью обеспечивает себя с помощью "Северного потока". А вот такие страны, как Чехия, Словакия, Австрия, Италия, Венгрия значительную часть импортировали через Украину и "Ямал - Европа". Суммарно они получали около 55 млрд кубометров российского газа в год, и с учетом уже возникших проблем дефицит может составить 15-20 млрд кубометров в годовом выражении, или 40-55 млн кубометров в сутки. Если же украинский транзит совсем остановится, то потери вырастут более чем в два раза.
Если Украина остановит транзит, то с европейского рынка выпадет до 110 млн кубометров российского газа в сутки, поясняет замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Компенсировать его по другим действующим маршрутам, учитывая санкции против газопровода "Ямал - Европа", невозможно, остается только запустить "Северный поток-2". По мнению эксперта, Германия сейчас едва ли решится на такой шаг, даже если будет замерзать. Но если ситуация на Украине изменится, то вариант с быстрой реанимацией "Северного потока-2" вполне реалистичен.
С точки зрения заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, для запуска "Северного потока-2" европейским лидерам надо столкнуться с пиком энергетического кризиса, который принесет неприемлемые потери экономике Германии и остальных стран ЕС. Также им необходимо найти где-то решимость начать с этим кризисом бороться - пока европейские лидеры предпочитают обвинять во всем Россию, отмечает эксперт.
Дефицит газа в Европе усугубляется также необходимостью заполнять ПХГ к отопительному сезону. По данным "Газпрома", ЕС осталось закачать в хранилища 49 млрд кубометров газа. Чтобы сделать это до 1 октября, Европе нужно ежедневно закачивать по 350 млн кубометров на сумму около 350 млн долларов, не считая затрат на оплату услуг самих ПХГ, поясняет Гривач. Это серьезная балансовая и финансовая задача. Ей способствует "убийство" спроса на газ в Европе вследствие высоких цен, но любые ограничения поставок будут тормозить процесс закачки. Кроме того, компаниям потребуется помощь со стороны национальных правительств или Еврокомиссии, чтобы компенсировать колоссальный кассовый разрыв, считает эксперт.
С другой стороны, вопрос о ПХГ не столь значим, как это пытаются представить в Евросоюзе, отмечает Фролов. ПХГ предназначены для сглаживания пиков потребления. Соответственно, достаточность запасов - это производная от спроса, а какой он будет во время отопительного периода, никому неизвестно, уточняет эксперт.
Но в случае остановки украинского транзита у ЕС не будет даже теоретической возможности восполнить образовавшийся дефицит газа поставками не из России. Громкие заявления США о росте поставок сжиженного природного газа (СПГ) в ЕС пока очень далеки от реальности. Например, по данным Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), в 2021 году импорт американского СПГ в страны Европы вырос всего на 4,1 млрд кубометров - до 29,9 млрд кубометров (из которых 8,9 млрд ушли в Великобританию и Турцию, то есть не в ЕС), а шуму по этому поводу было столько, как будто поставки удвоились.