17.05.2022 22:10
Общество

Как советская и британская разведки сотрудничали в годы Великой Отечественной

Текст:  Николай Долгополов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №106 (8754)
Ну какая могла быть дружба с Британией до войны. Но грянуло 22 июня, и премьер Черчилль, чья страна уже воевала с Гитлером, в этот же день заявил о поддержке СССР в борьбе с фашизмом. 12 июля последовало Московское соглашение о взаимной помощи и совместных действиях против Гитлера. Именно о совместных, что означало и взаимодействие самых чувствительных и тонких механизмов - разведок двух стран.
/ Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Были вместе

Встреча между двумя спецслужбами состоялась в Москве в августе 1941 года. Отдадим должное британцам. Сам их приезд в столицу в этом тяжелейшем месяце первого года войны уже свидетельствовал о твердом намерении начать совместную работу. С нашей стороны переговоры вел генерал НКВД Василий Михайлович Зарубин. Английская делегация была представлена SOE - организацией по проведению специальных операций. Название - невнятно: британцы пытались сохранить ее деятельность в полной тайне даже от других подразделений собственной разведки, что, в принципе, удалось. Так, SOE великолепно провела длительную кампанию по дезинформации немцев о точной дате и месте высадки союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года - открытии второго фронта. Правда, об участии советских коллег в этой масштабнейшей операции по высадке самого большого в истории Второй мировой морского десанта английская разведка теперь предпочитает не упоминать.

Выставка к 100-летию нелегальной разведки: Операция "Ледоруб"

Но летом 1941-го у двух стран был общий враг. В Москве хорошо знали одного из руководителей делегации - Джорджа Хилла. В годы Гражданской войны он нещадно шпионил в Стране Советов и даже был вынужден бежать, чтобы не попасть за решетку. Тем не менее в годы войны в Москве его, официально возглавившего представительство британской разведки, приняли как старого знакомого.

Переговоры велись в режиме строжайшей секретности. Об этом свидетельствует и отрывок из рассекреченного документа: "Запись того, с чем согласились в своих беседах по вопросу о подрывной работе против Германии и ее союзников". А согласились с тем, что британцы взялись забрасывать со своей территории на оккупированные Третьим рейхом страны советских разведчиков-нелегалов.

Это были чехи, немцы, австрийцы, голландцы, поляки... Кадры черпались из Коминтерна. Для обучения будущих разведчиков были открыты школы в Москве, Уфе и Куйбышеве.

В одной из них радиодело преподавал лучший радист внешней разведки Вильям Фишер, которому после войны было суждено прославиться под именем полковника Рудольфа Абеля.

Где пройдет маршрут "Поезда Памяти"?

Ученики Рудольфа Абеля

Эвелина Вильямовна, дочь Фишера-Абеля, рассказывала мне, что случайно познакомилась во время войны с двумя светловолосыми братьями-австрийцами, которых обучал премудростям разведки ее отец. Увы, судьба их сложилась трагично. Оба погибли при выполнении задания.

А буквально на днях в Российском историческом обществе открылась выставка, посвященная советско-британской операции "Ледоруб". Открыл экспозицию директор Службы внешней разведки, глава РИО Сергей Нарышкин. Страницы деятельности службы приоткрываются. Как же сложно, а часто и трагично складывались судьбы приблизительно трех десятков нелегалов, заброшенных с территории Британии в фашистское логово. Несколько человек погибли при выброске. Бывало, парашютисты приземлялись на чужую землю и, будь то в Австрии или в Германии, попадали в плен. Некоторые были пойманы, выданы предателями и приняли мученическую смерть. После ареста их помещали в концлагеря типа Маутхаузена, но кое-кто все равно выжил. Были и такие, кто передавал ценнейшие сведения до конца войны.

Но при чем здесь англичане? В 1941-1942 гг. советским самолетам трудно было долететь до оккупированных стран. Конечно, из Британии наших нелегалов забрасывать легче. Раз - и уже, к примеру, во Франции. Из Москвы разведчиков, подчас долгими кружными путями, даже через Архангельск, доставляли на Альбион. Там англичане оборудовали незаметный аэродром, который немцы так и не обнаружили. Перед отправкой оттачивали мастерство, особенно навыки парашютных прыжков, на разведывательных базах в Шотландии и Англии. Бесспорно, такая практика у опытных британских инструкторов шла на пользу.

Еще одна особенность "Ледоруба": в операции участвовали "двойные нелегалы". И в Москве-то большинство из них жили не под своими фамилиями. А перед отъездом в Англию им давали другие имена. Потом присваивались и оперативные псевдонимы. Возможно, и поэтому так трудно спустя 80 лет точно отследить судьбы этих 30 нелегалов из "Ледоруба". Первооткрывателем был, как заметил на презентации выставки директор СВР Сергей Нарышкин, тележурналист Сергей Брилев.

Пастор пошел в разведку

А сейчас коротко представим одного из тридцати - Вильяма Крюйта, который считается прообразом пастора Шлага из "Семнадцати мгновений весны" первооткрывателя разведывательного жанра Юлиана Семенова. Вот кто, думаю, знал о Крюйте еще в давние времена. Поэтому Шлаг в исполнении великолепного Ростислава Плятта внешне довольно похож на свой прообраз. Немец, как и актер, высок - рост Крюйта приблизительно метр девяносто. В фильме пастор дружелюбен, искренне верит в торжество справедливости и волею разведки и с собственного согласия попадает во вражеское логово. Но на этом сходство заканчивается. Вильям Крюйт не немец, а голландец. Киноперсонаж идет на лыжах через Альпы в Швейцарию, тогда как настоящий Крюйт забрасывается на парашюте из Великобритании в Бельгию. Шлаг - пацифист, а наш герой и пастор, и настоящий коммунист.

Судьба Крюйта - это роман с разнообразнейшими сюжетными линиями. Ради помощи ближним своим становится пастором. Но быстро понимает, что и христианство не может спасти мир, его страну от бед, несправедливости. Тогда Крюйт, оставаясь священнослужителем, обращает взор сначала к социализму, потом и к коммунизму. В 1919 г. вступает в голландскую компартию. Избирается депутатом парламента. Отправляется в Москву на Конгресс Коминтерна. В 1935-м пастора арестовало гестапо, но никаких улик против него на первый раз найдено не было. Дальше спасение в побеге и только в СССР. В Москве Крюйт был точно своим среди совсем ему не чужих. Прибавление к имени Вильям отчества Германович не смущало.

Ушел из жизни генерал-лейтенант разведки Николай Сергеевич Леонов

Началась война, и 63-летний пастор 1877 г.р., или разведчик, тут уж как вам будет удобнее, отправлен в Куйбышев в спецшколу. По некоторым данным, курс наук прошел здесь и его сын Нико (Николаус). В рамках операции "Ледоруб" их доставили в Великобританию. Пройдя обучение и в английской разведшколе, в ночь с 23 на 24 июня 1942 г. оба поднялись в воздух и благополучно парашютировались в Бельгии. Теперь Крюйт, вероятно, попал бы в Книгу рекордов Гиннесса. Не исключено, что он самый возрастной парашютист, совершивший прыжок в Великую Отечественную. Во-вторых, сделал это с сыном.

Явка в Брюсселе казалась надежной. Хозяйка квартиры Мари Пьер ненавидела немцев, убивших ее сына в 1940-м, и, как и было договорено, приняла постояльца. Крюйт не мог знать, что Мари связалась с молодым парнем. Подонок откровенно симпатизировал фашистам и выдал им пожилого постояльца. При ночном аресте Крюйт успел лишь раскусить ампулу с ядом. Как и всем участникам "Ледоруба", ему был отдан приказ не сдаваться живым. Но немцы сумели откачать умирающего. Лучше бы он погиб. Его пытали изощренно, но он молчал. Отправили в Германию, где в известной гестаповскими зверствами тюрьме Моабит так и не сказавшему ни слова узнику отрубили голову в июле 1943-го. А сын его, Нико, сделал для победы немало полезного, дожил до конца войны.

В жизни и в кино

Вильям Крюйт (слева) - прообраз пастора Шлага в "Семнадцати мгновениях весны". Шлага сыграл Ростислав Плятт.

Кстати

Американцы и тут американцы

Чуть позже англичан сотрудничество с советской разведкой собирались наладить и американские спецслужбы. Но фактически дальше переговоров дело не пошло, хотя кое-какие документы были подписаны. На территории секретных объектов наших не пускали. Ничего. Проникли сами.

История