Ситуация ужасающая
Указ под названием "О неотложных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" президент республики Садыр Жапаров подписал в конце 2021-го.
"В КР наблюдается тенденция увеличения дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. На это влияет ряд факторов, включая рост количества автотранспортных средств, несоблюдение правил дорожного движения, а также низкий уровень их знания водителями... С 2010 года на территории республики зарегистрировано 73 851 ДТП, в которых погибли 11 144 человека, а 109 567 получили различные увечья... Статистика смертей в результате дорожно-транспортных происшествий стала привычной картиной и воспринимается населением как нечто обыденное. Эксперты единодушно называют такое положение вещей ужасающим. Государственным органам необходимо принять чрезвычайные меры по обеспечению безопасности дорожного движения", - говорится в документе.
Глава государства поручил кабинету министров принять меры для исправления ситуации. Согласно указу, правительство "в целях улучшения процесса обучения граждан теоретическим и практическим навыкам управления транспортными средствами, правилам дорожного движения" уже передало в ведение министерства внутренних дел функции лицензирования деятельности автошкол и ответственность за регистрацию транспортных средств, проведение и прием квалификационных экзаменов на право управления ими, а также выдачу водительских удостоверений.
Не учились, но ездят
Через четыре месяца после этого МВД КР отчиталось о результатах массовой проверки работы автошкол республики. По данным ведомства, в республике зарегистрировано 272 таких учебных заведения, при этом частных подавляющее большинство. Инспекции пока подверглись 118. За несоответствие требованиям лицензии закрыли 13, остальные оштрафовали на общую сумму 673 тысячи сомов.
Как отметили в министерстве, проверки автошкол продолжатся. По словам главы МВД Улана Ниязбекова, это одно из направлений, по которому будет осуществляться работа над реализацией указа президента. Всего же их три.
- Первое - повышение качества обучения водителей. Второе - приведение в порядок нормативно-правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Третье - снижение количества ДТП. Сегодня можно сказать, что основной причиной аварий на дорогах страны является то, что более 60 процентов водителей не проходили надлежащее обучение, но получили водительские удостоверения, - сказал Улан Ниязбеков.
До того как МВД вернули все вышеуказанные функции, лицензированием автошкол занималось министерство образования и науки КР, а всем тем, что касалось сдачи экзаменов на права, - госучреждение "Унаа" при министерстве цифрового развития.
Не виноватые мы
Результаты работы республиканских автошкол, направленной на обучение будущих водителей, не раз подвергались критике. Министерство цифрового развития КР ранее сообщало, что выпускники только четырех автошкол страны - всего их, напомним, более 250 - с первого раза удачно сдают экзамены на права. Причем не все, а лишь 10 процентов.
Как-то инспекторы Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД КР провели выездной экзамен на знание водителями ПДД. Проверяли тех, кто ежедневно управляет маршрутками. Им показывали самые распространенные запрещающие и информационно-указательные знаки - обгон запрещен, въезд запрещен, движение запрещено, движение механических транспортных средств запрещено, уступите дорогу, конец полосы, главная дорога, многопутная железная дорога - и просили объяснить, что они означают.
- На конечной остановке было семь водителей маршруток, один таксист. Опросили всех. На заданные вопросы ответил только один водитель. Остальные даже не смогли сказать, в какой автошколе обучались, - сообщили журналистам в ГУОБДД.
Представители учебных заведений, в свою очередь, утверждают, что обучают курсантов на высоком профессиональном уровне. "Говорить, что в увеличении ДТП в стране виноваты мы, глупо. На страшные кровавые аварии с участием водителей-новичков (со стажем до двух лет) приходится всего 0,02% от общего количества происшествий. В основном нарушают правила дорожного движения водители со стажем. Вот, к примеру, авария в селе Нижне-Чуйском, когда пьяный водитель насмерть сбил трех женщин и ребенка. Человек с водительским стажем 20 лет сел за руль пьяным. Как можно сказать, что в этом виновата автошкола?" - пояснили свою точку зрения в Ассоциации автошкол и автомобилистов КР.
Вряд ли получится
Между тем в экспертной среде республики сомневаются, что МВД удастся преуспеть в наведении порядка в этой сфере. Все дело в том, что министерство внутренних дел использует те же методы, которые применялись до него. Вот, к примеру, сообщение, опубликованное в местных СМИ в ноябре 2017 года: "Исполняющий обязанности главы управления по лицензированию и аккредитации минобразования КР Нурбек Казыев сообщил, что 99 автошколам выдали предупреждения из-за нарушений. Учебные заведения просрочили договоры по аренде зданий, автодромов, а также нарушали процесс обучения и не разработали расписание занятий. По словам Казыева, 45 автошкол оштрафовали из-за того, что они не устранили нарушения, выявленные при предыдущих проверках".
Пять лет назад в республике действовали 223 автошколы. Сегодня их уже почти 300. Они продолжают нарушать, их продолжают проверять, а на дорогах страны продолжают гибнуть люди.