Как считает сенатор, для владельцев определенных категорий электросамокатов и других так называемых средств индивидуальной мобильности необходимо ввести обязанность получать допуск к управлению ими . Для этого нужно сдать хотя бы минимум основ управления и экзамен на знание Правил дорожного движения. По его словам, такие требования предстоит предъявить для управления не всей мобильной техникой, а лишь теми моделями, которые действительно могут потенциально нанести серьезный вред. То есть потребуется определить, до какого веса, мощности и технического уровня самокат - это игрушка, а с какого - уже серьезное устройство, требующее повышенной ответственности. Надо сказать, что Госавтоинспекция говорит об этом давно.
По словам сенатора, 30-килограммовая железка на максимальной скорости может нанести значительный урон. Примечательно, что в проекте поправок в Правила дорожного движения, которые предлагает минтранс, предусмотрено именно разрешение движения техники весом до 30 килограммов в том числе по тротуарам. То есть вместе с ничем незащищенными пешеходами.
Однако в Госавтоинспекции считают, что в ныне действующих правилах прописаны все условия управления такими транспортными средствами. Двигатель до 0,25 кВт - права не нужны. Мощность мотора от 0,25 до 4 кВт - требуются права категории "М" - мопеды. Получить их можно с 16 лет после прохождения обучения и сдачи экзамена в ГИБДД. Кроме того, владелец водительского удостоверения с любой открытой категорией имеет право на управление мопедом. Следовательно, и электросамокатом, какой бы мощности у него не был двигатель.
Однако проблема заключается не в том, чтобы допустить или не допустить до управления электросамокатом того или иного гражданина. Проблема в том, чтобы определить, относится ли тот или иной самокат к технике, для управления которой требуются права. А для этого необходима сертификация этой техники.
Сейчас разработан ГОСТ для таких средств передвижения. И это только первый шаг в сертификации подобных транспортных средств. Дело в том, что у инспекторов ГИБДД практически нет возможности на дороге определить, относится ли электросамокат к транспортным средствам, которые требуют права управления, или нет. Если сертификация будет запущена - этот процесс упростится.
Напомним также, что нормы для электросамокатчиков давно пытаются внести в Правила дорожного движения. Но это пока невозможно. Для этого требуется полностью переиздать документ.
Кстати, по данным МВД, в 2021 году было зарегистрировано 672 ДТП с участием электросамокатов и подобных устройств, что почти на 68 процентов выше, чем годом ранее. В них погибли 20 человек, при этом рост числа погибших составил 185 процентов. Ранения получили 704 человека, в числе которых 133 ребенка.