18.05.2022 17:36
Происшествия

Какие проблемы вскрыло отравление школьниц на уроке труда в Петербурге

Текст:  Роман Морозов (Санкт-Петербург)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №106 (8754)
Три недели назад в одной из школ Калининского района Петербурга чуть не произошла трагедия. Ученицы седьмого класса на уроке технологии готовили макароны по-флотски. Но вместо растительного масла пожарили компоненты будущего блюда на моющем средстве. В результате в больницу с подозрением на отравление попали восемь девочек.
/ Екатерина Чеснокова/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

История окончилась благополучно, всех пациенток тем же вечером отпустили домой. К счастью для школьниц, они не успели съесть слишком много "неправильных" макарон из-за мыльного привкуса. Но по факту ЧП начались проверки, главные вопросы обширны и традиционны: кто виноват и что делать?

Когда в администрации района стали устанавливать, как вообще подобное могло произойти, выяснилось следующее. На урок технологии (ранее он назывался - урок труда) каждая из учениц принесла свои продукты. Чтобы сумки не были слишком тяжелыми, многие родители давали дочерям продукты не в заводской упаковке, а переложенные в другую тару, поменьше. Вот и одной из девочек моющее средство перелили в обычный флакон, который никак не был подписан. Жидкость для мытья посуды оказалась желтого цвета. Соответственно, одноклассницы были в полной уверенности, что это подсолнечное масло, и вылили его в фарш. Ошибка вскрылась лишь во время дегустации.

Ситуация необычная. Если школьные столовые проверяют все инстанции вдоль и поперек, то как быть с той едой, которую готовят сами дети? Кто-нибудь отвечает за ее безопасность?

Эти вопросы "РГ" адресовала юристам.

- Сразу стоит отметить, что требование школы купить продукты и предоставить их на урок технологии уже является незаконным. Родители имеют полное право отказать образовательному учреждению, поскольку пожертвования могут быть только на добровольной основе, а все необходимые средства для осуществления деятельности учащихся должны быть обеспечены самим образовательным учреждением, - говорит адвокат Елизавета Селезнева, апеллируя к статье 43 Конституции, которая гарантирует общедоступность образования, а также к статье 5 ФЗ "Об образовании", и подчеркивает, что за сам факт требования принести какие-либо расходные материалы на урок на школу может быть возложена административная ответственность.

В школе Петербурга 31 ребенок отравился в столовой

Второй момент: школа должна создавать безопасные условия для обучения, воспитания и ухода. Мыльные макароны назвать безопасным продуктом нельзя. Соответственно, нарушение со стороны школы адвокат видит и здесь. С Селезневой согласен адвокат Рустам Чернов. Эксперт отмечает, что если бы девочки готовили макароны у кого-то дома, то тогда вопросы возникли бы к родителям.

- Если бы эта история рассматривалась в суде, то в первую очередь изучалась бы причинно-следственная связь. Здесь она очевидна: ЧП произошло на уроке, в присутствии учителя, и дети выполняли задание педагога, который должен был проверить все ингредиенты и убедиться в их безопасности, - говорит эксперт.

В связи с этой историей в школе не может не возникнуть еще один вопрос: а насколько в принципе эффективны современные уроки технологии?

Елена Бочкина, педагог-психолог, дефектолог, член Российского Психологического общества, говорит, что к современным школьным урокам технологии у психологов в принципе есть много вопросов. Главная проблема - гендерное разделение.

- Современные уроки труда, или технологии, так же, как и 50 лет назад, строятся на гендерном разделении. Мальчики сколотили девочкам в подарок полочки, а те в свою очередь угостили их оливье и после помыли посуду. Этот сценарий удобен, так как выверен годами. Он дает уверенность учителю в каждом последующем шаге. Но данный сценарий не учитывает желания самих детей. Мальчики зачастую тоже хотят научиться готовить салаты и варить супы, а девочки с интересом поглядывают на молоток, гвозди и рубанок, - говорит эксперт.

По мнению Бочкиной, навыки готовки за счет уроков технологии ученики получить не смогут, ведь процесс этот долгий, занимающий не один год. Первые кулинарные эксперименты можно проводить уже с трех лет.

- Малышу можно дать поручение что-то перемешать, попросить его собрать бутерброд из заранее нарезанных продуктов или предложить добавить ягоды к каше. Если же ваш ребенок не интересуется приготовлением пищи и не стремится помогать вам на кухне, то не стоит расстраиваться. Возможно, еще не пришло время или он увлечен чем-то другим, более важным и ценным в данный момент, - резюмировала эксперт.

Важно

Не за всю еду, которую пробуют дети в школе, отвечает администрация учебного заведения. Если бы макароны с моющим средством приготовил кто-то из родителей, а ребенок принес эту еду в школу и разделил трапезу с одноклассниками, то к ответственности привлекали бы именно родителей. Однако это справедливо только для детей до 14 лет. Когда речь идет о старшеклассниках, то картина немного иная, так как по некоторым статьям они уже сами несут ответственность за свои поступки.

В Кировской области школьников кормили просроченными продуктами
Охрана порядка Несчастные случаи Образование Санкт-Петербург Северо-Запад