В настоящее время пассажиров в Подмосковье возят 9,5 тысячи автобусов и каждый из них, как утверждает зампред областного правительства Анна Кротова, на 60% состоит из импортных комплектующих. "Санкции по этой сфере ударили больно", - признается она. Стоимость техобслуживания сразу подскочила на 40%, из-за увеличения ключевой ставки ЦБ лизинг стал обходиться значительно дороже, а запчасти, если не пропали совсем, по некоторым позициям выросли в цене аж на 200%. Пришлось принимать срочные меры.
"Прежде всего, мы встретились с российскими производителями и предложили им выпускать запчасти, которые раньше импортировали из-за рубежа", - говорит Кротова. Встреча, к слову, проходила прямо на заводе, где каждый из производителей смог выбрать ту деталь, для изготовления которой у него имеются технические возможности. Часть комплектующих производители разобрали по своим заводам, оставшиеся будут завозиться из Китая, пока не удастся организовать полное импортозамещение. "Но все детали - и наши, и завозные - сертифицированы", - утверждает зампред.
Следом включились формы регуляторной поддержки. "Совместно с УФАС организовали штаб по контролю за ценами, чтобы они не росли выше темпов инфляции", - отмечает Анна Кротова. Одновременно власти с 30 до 50% увеличили авансы перевозчикам, чтобы они смогли закупить топливо и расходники на весь год сейчас, пока цены окончательно не взлетели. Кроме того, им дали возможность досрочно выкупить машины из лизинга, чтобы они каждый месяц не разорялись на процентах. И уменьшили штрафы, не связанные с исполнением транспортной работы - соблюдением расписания или Правил дорожного движения, например. За подобные нарушения транспортные компании как штрафовали на 100 тысяч рублей, так и будут продолжать штрафовать. А вот штрафы за не вовремя вымытый автобус или мелкие поломки - треснутое стекло или бампер - снизили до 1 тысячи рублей. Все нарушения, количество которых влияет на рейтинг перевозчика, по-прежнему будут фиксировать, просто временно они немного "подешевеют".
Временно - до 1 января 2023 года с подмосковных перевозчиков сняли обязанность по соблюдению предельного возраста транспортных средств. Напомню, автобусы малой вместимости, работающие на областных маршрутах, должны быть не старше 5 лет, остальной подвижной состав - не старше 7 лет. Тем, у кого вот-вот подходит срок обновления машин, разрешили повременить с этим до конца года. А там, надеются власти, подоспеет импортозамещенная партия новых ЛиАЗов. Они внешне ничем не будут отличаться от автобусов, что возят пассажиров сейчас. А вот внутренняя начинка немного поменяется. Рабочее место водителей станет эргономичней, также обещают сделать более удобными пассажирские сиденья.